Румынская культура предлагает множество форм искусства, которые пережили годы вмешательства и господства извне. Резьба по дереву, ярко украшенные костюмы, искусно сотканные ковры, керамика и другие элементы традиционной румынской культуры. Все это направления остаются популярными и, с ростом туризма, стали известны во всем мире. Для народного искусства характерны абстрактные или геометрические узоры и стилизованные изображения растений и животных. В вышивке и текстиле дизайны и цветовые решения могут быть связаны с конкретными регионами страны. Особое народное искусство Румынии включает украшение декоративных пасхальных яиц и роспись по стеклу, в которую иногда входят религиозные иконы.
Бухарест и несколько крупных городов могут похвастаться несколькими галереями, демонстрирующими работы сообществ художников. Несколько примеров работ местных художников и ремесленников демонстрируются и продаются в городских музеях. Многие творения также продаются на уличных рынках, примыкающих к основным достопримечательностям. Продавцы чаще всего являются производителями, и многие говорят по-английски. Разговор с ними может раскрыть увлекательные грани румынской культуры.
Религия
Семьдесят процентов населения составляют румынские православные, 6 процентов – католики (из которых 3 процента – униаты), 6 процентов – протестанты и 18 процентов не исповедуют никакой религиозной принадлежности. При коммунизме религия подавлялась. Церкви были разрушены, а духовенство арестовано. Правительство ограничивало религиозную практику, но не запрещало ее. Румынская православная церковь в целом не выступала против правительства. Во многих случаях священники использовались в качестве инструментов управления.
Румынское православие ведет свою историю от Великого раскола между восточным и западным христианством в 1054 году. Восточная православная церковь, одной из ветвей которой является Румынская православная церковь, выработала более мистический уклон, чем римский католицизм. Иконы – изображения Христа, ангелов, святых и других святых – занимают важное место в православной практике. Они считаются связью между земным и духовным царствами.
Высшая фигура в восточной православной религии – Константинопольский Патриарх. Румынские православные церкви следуют определенному образцу в размещении икон. На двери обычно в натуральную величину изображены архангелы Гавриила и Михаила. Над этими иконами стоят несколько рядов других икон, включая святых, мучеников и апостолов. Внутри церкви есть стена, называемая иконостасом, где выставлены изображения. В праздник святого эту икону кладут на алтарь, чтобы молящиеся целовались. В семье тоже принято иметь в доме икону. При входе в дом гости крестятся и кланяются иконе перед приветствием хозяев.
Евхаристия или Святое Причастие – центральный ритуал православных служб. Во время службы в воскресенье утром зажигаются сотни свечей, и запах благовоний наполняет церковь. Прихожане не сидят и не становятся на колени, а стоят прямо.
Пасха
Пасха – самый важный праздник в восточно-православном календаре. Его наблюдение начинается в Вербное воскресенье. Из церкви приносят домой пальмовые листья или ивы. Затем следует сорокадневный период искупления Великого поста, который заканчивается в Страстную пятницу. Пасхальное воскресенье, три дня спустя, отмечается тщательно украшенными яйцами, пиршеством и полуночной мессой. Рождественские праздники начинаются 6 декабря (в День святого Николая) семейными застольями.
Изобразительное искусство
Традиционные формы искусства включают тканые шерстяные ковры, керамику и резьбу по дереву. В северо-западном регионе Марамуреш сохранилось больше народного искусства, чем где-либо еще в стране. Дверные проемы, ворота и окна украшены изысканным орнаментом. Традиционные костюмы также являются произведениями искусства, часто с сложной вышивкой и отделкой крошечных стеклянных бусинок.
Несколько художников стали известными в XIX веке после обучения в Западной Европе, в том числе Теодор Аман и Николае Григореску. Последний известный своими пейзажами и изображениями сельской жизни.
Социалистический реализм доминировал в период после Второй мировой войны, когда коммунистическое правительство заставляло художников создавать произведения, прославляющие промышленных рабочих и политических лидеров.
Самым известным современным художником был Константин Бранкузи (1876–1957), скульптор, поселившийся во Франции. Он работал с деревом и металлом. В основном Бранкузи создавал абстрактные изображения людей и природы. В конце своей карьеры его пригласили создать несколько скульптур для демонстрации в Тыргу-Джиу, деревне, где он родился. Его работы «Целующиеся врата» и «Стол безмолвия» находятся в общественном парке.
Литература
Национальная Литература своими корнями в ранние баллады и фольклор. Форма баллады была наиболее популярна между шестнадцатым и девятнадцатым веками. Произведения часто включали пасторальные сказки, исполняемые под аккомпанемент лютни или цитры. Самая известная сказка – это сказка о Дракуле, прославленная зарубежными авторами.
Ион Крянга, писатель девятнадцатого века, был известен тем, что использовал традиционные техники повествования в художественной литературе и мемуарах. Более современные писатели предпочитали смешивать литературу с политикой и историей. В конце девятнадцатого века молдавский поэт Михай Эминеску воспевал историю и культуру страны. В тот период Ион Лука Караджале писал комические пьесы на политические темы.
Румынские писатели внесли значительный вклад за рубежом. Тристан Цара, уехавший во Францию во время Первой мировой войны. Он был одним из основателей дадаистского движения. Эжен Ионеско (1912–1994), другой эмигрант, живший во Франции и писавший на французском, написал знаменитые абсурдистские драмы «Носорог» и «Лысое сопрано».
Танцы, музыка и кино
Румынская народная музыка часто бывает скорбной, например, дойна на северо-западе. Общие инструменты включают най (свирель), тембал (цимбалы), бациум (длинный деревянный духовой инструмент), гордуна (маленький контрабас) и скрипки. Многие народные музыканты – цыгане.
Национальный танец – хора, хоровод, исполняемый на торжествах. В разных регионах есть уникальные танцы, исполняемые в парах и группах.
Несколько румын добились выдающихся успехов в классической музыке, в том числе пианист и дирижер Дину Липатт и Джордж Энеско, скрипач и композитор. На его творчество повлияли традиционные народные песни.
Драматические труппы в Бухаресте и других городах ставят классические румынские произведения.
Современные произведения национальных и зарубежных драматургов тоже входят в творчество трупп.
В начале двадцатого века Бухарест стал одним из центров восточноевропейского кинопроизводства. В 1957 году Ион Попеску-Гопо получил награду Каннского кинофестиваля за анимационный аллегорический фильм «Краткая история». Румынские кинематографисты рассказали о репрессивной политической обстановке 1970-х годов в «фильмах айсберга». Эти фильмы замаскировали социальные и политические заявления под якобы невинными историями.
Архитектура
Традиционно румынская архитектура в значительной степени опиралась на византийские структуры и узоры, что особенно заметно в наши дни в религиозных зданиях и некоторых остатках старых крепостей. Тогда были различия от одного региона к другому, в зависимости от доступных строительных материалов, природного фона и внешних влияний. Отсюда деревянные коттеджи в высокогорье, полуподземные глиняные дома на валашских равнинах или прототип кула (укрепленный дом).
Важным поворотным моментом в развитии местной, валашской архитектуры стало правление двух местных князей: Матей Басараб (правил с 1632 по 1654 год) и Константина Бранковяну (правил с 1688 по 1714 год).
Особенности архитектурного стиля
Особенно последний был великим деятелем культуры. Он разработал свой собственный стиль, основанный на прекрасном сочетании восточных форм и орнаментов в стиле барокко. Таким образом, в местную жилую архитектуру было включено богатство особенно цветочных элементов.
Еще одной особенностью стиля Бранковяну было крыльцо. Во время его правления церкви были добавлены веранды. И вскоре после этого местные жители использовали эту особенность при строительстве своих домов. Резные каменные колонны, богато украшенные резные балконы из камня, тяжелые резные деревянные двери, а также остроконечные оконные рамы – все это было типично для этого стиля. Образцы архитектуры Бранковяну можно найти в окрестностях Бухареста, во дворце Моголяйя , дворце Потлоги и далее в монастыре Хурези. Дальнейшие восточные элементы достигли местной архитектуры в 18 веке, после того, как османы обезглавили Бранковяну. в 19 веке многие молодые люди, принадлежащие к местной аристократии, покидали страну, чтобы учиться в Западной Европе. По возвращению домой они оказали сильное западное влияние. Это привело к распространению импортных стилей, особенно французского неоклассицизма. Это основная причина того, что многие улицы граничат с неоклассическими зданиями.
Во второй половине 19 века архитектор Ион Минку решил обратиться к стилю традиционной архитектуры. Минку продвинул ее вперед в современном функциональном варианте. В Валахии появились впечатляющие особняки с резными каменными или деревянными колоннами, внушительными входами и арочными оконными рамами. Здания стали украшать лепниной, росписью, глазурью или резными узорами с цветочными или животными мотивами. Этот неорумынский стиль был популярен вплоть до первых десятилетий 20-го века, хотя некоторые элементы все еще используются, особенно в жилой архитектуре.