Культура Суринама

Название «Суринам» – Шранан – может иметь индейское происхождение.

Суринам, если говорить строго – многонациональная, многокультурная, многоязычная и многоконфессиональная страна без по-настоящему национальной культуры. По большому счету оставшаяся в стране культура почти полностью привнесена извне.

Демография

Приблизительно от 35 до 40 процентов населения имеют британско-индейское происхождение (так называемые хиндостани). От 30 до 35 процентов – креолы или афро-суринамцы. Порядка 15 процентов жителей имеют яванские корни. Около 10 процентов – это маруны (потомки беглых рабов). А самих индейцев насчитывается от шести тысяч до семи тысяч человек – и это при населении страны примерно в 435 000 человек.

Другие меньшинства включают китайцев и ливанцев-сирийцев.

С 1870 года население увеличилось, но со многими колебаниями. В 1970-е годы массовая эмиграция в Нидерланды привела к сокращению населения. В настоящее время в Нидерландах проживает около 300 000 суринамцев.

Языковая принадлежность

Официальным языком и средством обучения в Суринаме является голландский. Но говорят здесь примерно на двадцати языках. Основным креольским языком и лингва-франка является шранантонго, который развился на плантациях, где на нем говорили между собой хозяевами с рабами.  

Сранантонго – это креольский язык, основанный на английском и имеющий африканские, португальские и голландские элементы. Попытки сделать сранантонго официальным языком встретили сопротивление некреольского населения страны.

Другими основными языками являются сарнами-хиндустани и суринамско-яванский.

Китайцы говорят на хакка. Все языки марунов основаны на английском.

Также, в стране говорят на восьми языках индейцев.

Символизм

Основными символами сообщества страны являются национальный флаг, герб и государственный гимн. Флаг был создан при обретении независимости. Он состоит из полос зеленого, белого, красного и зеленого цветов. Зеленый цвет – это символ плодородия, белый – справедливости и мира. А красный – цвет патриотизма.

В центре красной полосы находится желтая пятиконечная звезда, символизирующая национальное единство и «золотое будущее». Пять точек относятся к пяти континентам и пяти основным группам населения.

На национальном гербе изображены двое американских индейцев со щитом под девизом Justitia-Pietas-Fides – «Справедливость-Любовь-Верность». В левой части щита изображен корабль. Пальма справа представляет будущее и является символом праведника.

Государственный гимн основан на голландском сочинении конца XIX века. В 1950-х годах был добавлен текст на сранантонго.

Лоскутное одеяло народностей

День независимости потерял значение для многих людей из-за политических и социально-экономических проблем, возникших после обретения независимости. Мамио – лоскутное одеяло, часто используется как неофициальный символ разнообразия групп населения и культур Суринама. Он отражает чувство гордости и веру в межнациональное сотрудничество.

Потенциальное богатство и плодородие страны отражены в пословице: «Если положить палку в землю, она вырастет».

История и этнические отношения

Суринам был классическим карибским плантационным обществом. В 1650-х годах английский

колонисты и сефардские еврейские беженцы из Бразилии ввели здесь практику выращивание сахара. Когда голландцы пришли к власти в 1667 году, действовало пятьдесят сахарных плантаций.

После уменьшения количества поместий Суринам превратился в процветающую колонию, производящую сахар, а затем кофе, какао и хлопок. В девятнадцатом веке стоимость этих продуктов резко упала, хотя экспорт сахара был более стабильным.

Голландское политическое доминирование

Политика голландской колониальной администрации заключалась в ассимиляции: местные обычаи, традиции, языки и законы должны были уступить место голландскому языку, закону и культуре. Введение обязательного образования в 1876 г. было важным аспектом этой политики. Однако, яванские и индостанские традиции оказались настолько сильными, что в 1930-х годах ассимиляция сменилась явным этническим разнообразием. Вопреки воле влиятельной светлокожей креольской элиты губернатор признал так называемые азиатские браки и другие азиатские культурные традиции.

Усиление креолов – явление автономии Суринам

Креольская элита усилила свое влияние после политического процесса, начавшегося в 1942 году, когда голландцы пообещали своим колониям большую автономию.

Креольский слоган «Хозяин в нашем собственном доме» выражал преобладающие настроения в стране.

Перед первыми всеобщими выборами в 1949 году было сформировано несколько политических партий, в основном на этнической основе. В 1954 году Суринам стал автономной частью Королевства Нидерландов.

Вторая мировая война

Вторая мировая война оказала глубокое влияние на социально-экономическую структуру страны. Присутствие войск США для защиты бокситовых рудников и транспортных маршрутов привело к увеличению занятости и миграции из сельских районов в Парамарибо и горнодобывающие центры. Эта урбанизация постепенно сделала Парамарибо многонациональным городом, и доля креолов в городском населении сократилась.

Обретение независимости

Положение светлокожей креольской элиты было оспорено так называемой политикой братания, которая предполагала политическое сотрудничество между неэлитными креолами и индостанцами. Позже креольский национализм привел к оппозиции со стороны индуистов. Несмотря на сильное сопротивление хиндостанской партии и тот факт, что кабинет имел лишь небольшое большинство в парламенте, креольско-яванская коалиция привела страну к независимости 25 ноября 1975 года.

В феврале 1980 года к власти пришли военные. Но потерял поддержку народа, когда хунта совершила грубые нарушения прав человека во время так называемых декабрьских убийств 1982 года.

В 1987 году переход к демократии восстановил “старые политические партии”. Раса, класс и этническая принадлежность продолжают играть подавляющую роль в национальной жизни.

Парамарибо – единственный город

Большой Парамарибо с населением 280 000 жителей – единственный большой город и традиционный торговый центр.

Парамарибо – многонациональный город, но остальная часть прибрежного населения живет в деревнях, зачастую разделенных по этническому признаку. Это трехсотлетний колониальный город с множеством деревянных зданий в старом центре. Сформировался самобытный национальный архитектурный стиль. Его важнейшими характеристиками являются дома с квадратным кирпичным фундаментом, белыми деревянными стенами, высокой остроконечной крышей и зелеными ставнями. Многонациональность демонстрируют многочисленные церкви, синагоги, индуистские храмы и мечети.

Кухня в культуре

Многие поколения иммигрантов в стране оставили свои глубокие кулинарные следы. И единственное по-настоящему национальное блюдо Суринама – курица и рис.

В Парамарибо популярны яванская и китайская кухня и рестораны. В сельской местности завтрак состоит из риса для яванцев, роти – для индостанцев или хлеба (для креолов). Основной прием пищи – в 15:00, после закрытия офисов. После сиесты кушают бутерброды и остатки обеденной еды. Питьевая вода и уличная еда в целом безопасны.

На свадьбах и днях рождения, особенно в юбилейный год, так называемый Биги Яри, подают огромное количество еды. В яванской религиозной жизни ритуальные трапезы, называемые «слэметаны», посвящены таким событиям, как рождение, обрезание, брак и смерть.

Роли и статусы

Официальные данные о рабочей силе недооценивают участие женщин, многие из которых заняты в неформальном секторе. Женщины, также, работают в натуральном сельском хозяйстве.

Несмотря на экономически независимое положение многих женщин в своих семьях, в обществе в целом женщины не могут претендовать на равный статус.

Женщины являются эмоциональным и экономическим центром домашнего хозяйства во многих креольских группах, но подчинены традиционным патриархальным индуистским кругам.

Брак и родство

Хотя многие брачные партнеры принадлежат к одной и той же этнической группе, в Парамарибо действительно бывают смешанные браки. В традиционных хиндостанских семьях в сельскохозяйственных районах родители по-прежнему выбирают партнеров для своих детей. Свадьбы могут быть очень пышными. Совместное проживание без брака является обычным явлением, но неприемлемо для традиционных индостанцев, среди которых ожидается, что невеста будет девственницей. В карибской семейной системе принимаются домохозяйства, возглавляемые женщинами, и тот факт, что женщины имеют детей от разных партнеров.

Некоторые женщины практикуют серийную моногамию; мужчины чаще имеют несколько партнеров одновременно. Наличие любовницы (buitenvrouw) допускается и обычно не скрывается в секрете. Мужчины часто имеют разных жен в разных деревнях. Однако, эти мужчины обязаны предоставить каждой жене хижину, лодку и расчищенный участок для натурального сельского хозяйства.

Институт семьи

Семьи различаются по типу, размеру и составу – от домашних хозяйств, возглавляемых женщинами, до расширенных семей. У индостанцев институт совместной семьи уступил место нуклеарной семье, и авторитет мужчины подрывается до сих пор.

А вот клановая система маронов основана на общей вере в общее матрилинейное происхождение. Население деревни может значительно пересекаться с матрилинейным кланом.

Религиозные верования

Три основные религии Суринама – индуизм, христианство и ислам.

Около 80 процентов суринамцев индуисты, 15 процентов – мусульмане и 5 процентов – христиане. Большинство креолов – христиане. Их крупнейшими конфессиями являются католицизм и Моравская церковь – Evangelische Broedergemeente.

Большинство яванцев – мусульмане.

Официально крестится большинство индейцев, как и многие мароны. Однако, многие из этих групп также придерживаются своих традиционных религиозных убеждений. Наиболее важной альтернативной системой для маронов и креолов является винти, традиционная африканская религия, запрещенная до 1970-х годов.

Искусство

Государственная и частная поддержка искусства в Суринаме практически отсутствует. Большинство художников и писателей здесь – любители. Отсутствие издателей и денег затрудняет написание и продажу литературы. Большинство авторов пытаются продать свои публикации друзьям или на улице. Подавляющее большинство авторитетных авторов живут и работают в Нидерландах. Устная литература всегда была важна для всех групп населения.

Живопись – наиболее развитой графическое искусство.

Самый популярный вид искусства страны – музыка. Среди креолов популярна музыка касеко и кавина, первоначально исполнявшаяся и исполнявшаяся на плантациях. Среди хиндостани фаворитами являются песни из фильмов и видео на хинди. Несколько традиционных яванских оркестров гамелан исполняют традиционные яванские песни.

Культура Суринама – причудливый клубок, синтез пришлых традиций, которые здесь органически переплетены друг с другом. Но все же, она имеет собственный колорит. И все привнесенные извне традиции преломляются здесь сквозь призму местной трактовки.