Название «Парагвай» происходит от реки, которая отделяет восточную половину страны от западного региона Чако. Подавляющее большинство населения, около 95 процентов, разделяет парагвайскую идентичность. Но здесь существует и несколько других культурных идентичностей – или местного образа жизни.
Коренное население и иммигранты
Коренное население состоит из семнадцати этнических групп и из пяти языковых семей.
Большинство иммигрантов смешались с национальным населением, но некоторые группы сохранили свою самобытность и культуру. Эти группы включают меннонитов, которые поселились в западных (Чако) и северных регионах в начале двадцатого века. Японцев, которые поселились в сельскохозяйственных колониях в основном в 1950-х и 1960-х годах. А также, недавних корейских, ливанских и этнических китайских иммигрантов, которые поселились в городских центрах Асунсьон и Сьюдад-дель-Эсте с 1970-х годов.
В 1960-х и 1970-х годах большое количество бразильских фермеров-иммигрантов перебрались в восточный пограничный регион и стали основной силой экспортного сектора сои. К 1990-м годам в Парагвае родилось и выросло второе поколение бразильцев. И некоторые из них вступили в брак с местным населением. Эти бразигуайо образуют отдельную подгруппу.
Символизм
Самыми мощными символами национальной культуры являются язык гуарани и образы, заимствованные из национальной истории Парагвая, особенно, из его войн.
Гуарани – больше, чем средство общения, он является мощным маркером национальной идентичности. Который можно использовать для утверждения единства парагвайцев. Принадлежащих к разным социальным классам и политическим убеждениям, особенно – в отличие от иностранцев. Изображения местного наследия Парагвая также символизируют национальную культуру. Включают традиционную музыку арфы, определенные продукты и ремесла.
Доминирующие образы в изобразительном искусстве страны – это образ крови, пролитой во имя защиты национального достояния.
Языки
Суть истории Парагвая заключается в слиянии двух культур и традиций: европейской и гуарани. Центральной характеристикой этого культурного слияния является двуязычие, которое все еще существует сегодня. Сейчас 80% парагвайцев могут говорить, как на испанском, так и на гуарани. А многие используют смесь двух языков, называемых «хопара».
Большинство людей, что говорят на коренном языке, этнически не идентифицируют себя с коренным населением.
Гуарани, язык тупи гуарани и язык доминирующего доколониального коренного населения восточного Парагвая, признан официальным национальным языком наряду с испанским. Испанский – это язык бизнеса и правительства, а на гуарани говорят в повседневной жизни. Согласно переписи 1992 года, почти половина населения говорит дома и на гуарани. И на испанском, а 39 процентов говорят только на гуарани. В сельских районах и среди низших социальных слоев гуарани является доминирующим языком. Хотя в большинстве школ обучение ведется на испанском языке, дети также должны изучать гуарани. В неформальной беседе наблюдается значительное лексическое заимствование и переключение языкового кода.
Символизм использования языка гуарани
Использование языка гуарани не подразумевает этническую принадлежность к коренным народам – это язык национальной культуры. Форма гуарани, на которой говорят в национальной культуре, несколько отличается от той, которую используют носители коренного населения гуарани. И многие коренные народы говорят на языках, не являющихся гуарани. Религия, место жительства и принадлежность к сообществу. А не язык, являются культурными маркерами самобытности коренных народов. Историки связывают выдающееся значение языка гуарани в национальной культуре с широким скрещиванием испанских мужчин и женщин гуарани с самых ранних колониальных времен.
Разделение труда по полу
Хотя за домашнюю сферу здесь отвечают женщины, в то время как мужчины доминируют в общественной сфере, женщины долгое время играли центральную роль в обеспечении своих семей и экономически активны вне дома. Они сыграли решающую роль в восстановлении страны после войны Тройственного союза.
Женщины всегда играли важную роль в сельском хозяйстве, как в натуральном хозяйстве. Так и в производстве товарных культур в небольших крестьянских хозяйствах. Однако экономический вклад женщин часто не признается. Потому что их работу в сельском хозяйстве и работу в неформальном секторе. Выполняемую в домашнем хозяйстве, трудно отличить от домашней деятельности.
Брак
Браки в Парагвае заключаются по выбору пары и могут быть церковными, гражданскими или добровольными. Развод по закону случается редко, хотя союзы часто нестабильны, особенно среди бедных. Несмотря на то, что это консервативное римско-католическое общество, Парагвай долгое время характеризовался нестабильными консенсуальными союзами и высоким уровнем незаконности. Внебрачное поведение мужчин не вызывает особой критики, если оно не затрагивает безопасность семьи. Но поведение женщин отражается на семье, и от женщин ожидается, что они будут верны, если они состоят в стабильном союзе.
Семья
Большинство людей живут в нуклеарной семье, состоящей из супружеской пары и их не состоящих в браке детей. Или – одинокой женщины и ее детей.
Расширенные домохозяйства редки, хотя относительно обеспеченные городские семьи могут принимать детей более бедных сельских родственников или детей незамужних родственниц. Мужчина имеет формальную власть в семье, и дети относятся к нему с уважением. Женщина отвечает за ведение домашнего хозяйства. Уход за детьми, поддержание связей с дальними родственниками и часто зарабатывает вне дома.
Этикет
Приветствия различаются в зависимости от социального класса, пола и уровня близости сторон. За исключением формальных деловых ситуаций, женщины из высшего и среднего класса, которые являются равными в обществе, приветствуют друг друга поцелуем в каждую щеку. Это – независимо от того, знакомы они или встречаются впервые. Знакомые мужчины и женщины из этих социальных слоев приветствуют друг друга одинаково. Мужчины всех социальных слоев обмениваются рукопожатием в формальных ситуациях.
Религия
В Парагвае преобладают католики. Есть также несколько протестантских сект и небольших групп бахаи, буддистов и иудеев.
Помимо римско-католических праздников и ритуалов, 8 декабря Парагвай чтит Деву Непорочного зачатия. В этот день отмечается паломничество религиозных и государственных деятелей к святыне в Каакупе.
Кухня
В типичных блюдах Парагвая в качестве основных ингредиентов используются мясо, кукуруза и маниока. Типичные деликатесы включают чипа и мбеджу – различные формы хлеба из крахмала и свежего сыра. А также, чипа гуасу – торт, состоящий из свежих кукурузных зерен, паджагуа маскада (торт из маниоки и мяса). И – сопа парагуайя, или торт, он же «твердый суп» с кукурузным крахмалом, свежим сыром и луком.
Музыка
Самые традиционные ритмы Парагвая – полька и гуарания.
Paraguayan Polka, название, заимствованное у своего европейского предшественника. В значительной степени она опирается на еврпейские поэтические мотивы. Но есть, также, инструментальные произведения, символизирующие саму парагвайскую музыку, такие как Pajaro Campana – «Bellbird» Феликса Переса Кардозо.
С другой стороны, гуарания была создана великим музыкальным художником Хосе Асунсьоном Флоресом (1904-1977), и это самая известная музыка Парагвая.
Наиболее широко используемые инструменты парагвайской музыкальной традиции – это гитара и арфа, которые были привезены испанскими конкистадорами и затем адаптированы к собственному стилю и культуре Парагвая. Эта настройка в конечном итоге привела к появлению парагвайской арфы.
Торжества
В течение года во всех городах Парагвая проходят фестивали, которые воплощают в себе традиционные обычаи страны. Есть несколько фестивалей религиозного характера: Непорочное зачатие в Каакупе, празднование Страстной недели в Таньяранди, Пирибебай и Сан-Хуан. А также, фестиваль перьев и масок в Эмбоскаде и празднование Богоматери Канделерии.
В Парагвае есть, также, и светские праздники. Такие, как Карнавал в Энкарнасьоне, который является крупнейшим праздником карнавала в стране. А также, фестивали Сантьяго и Сан-Мигель, которые подчеркиваются демонстрацией навыков конного спорта в ритмах, которые задают фольклорные музыкальные коллективы.
Хотя, все эти празднования имеют общий знаменатель культурного союза между Европой и Парагваем, некоторые из них выражены более отчетливо-аутентично. Например – Фестиваль Сан-Педро и Сан-Пабло, который отмечается в Альтосе.
Местные ремесла
Самые известные в Парагвае ремесла – изготовление изделий из кожи: плетение нандути, энкаже дзю (качественная вышивка нитками) и карандай. Также, изделия из воловьей кожи. Их, обычно, используют в гуампах, предназначенных для питья матэ и терере.
Также здесь популярно изготовление изделий из драгоценных металлов. В частности – водяной знак Люка, воспроизведенный тонкими нитями из золота и серебра.
В стране очень популярна керамика, особенно – работы из Ита, Тобати и Арегуа.
Изготовление музыкальных инструментов также заслуживает особого признания. Благодаря опыту, почерпнутому из древних иезуитских миссий, парагвайские мастера, использующие ценные породы древесины этой земли, стали экспертами в производстве гитар и арф.
Искусство коренных народов
Красиво сделанные произведения искусства, созданные коренным народом Парагвая, делают здесь из натуральных волокон, различных видов дерева, семян и других материалов. Искусство изготовления перьев также достойно восхищения. Оно пронизано магией древних церемоний, исполнено их красоты и мощи.
Парагвайская культура – это необычная смесь пришлых европейских и азиатских традиций, и местных верований.