Культура Швеции

Швеция – одно из самых эгалитарных обществ в мире. Одним из наиболее примечательных аспектов шведской культуры является их уважение к окружающей среде и приверженность устойчивому развитию. Они являются мировым лидером в области органического сельского хозяйства, вторичной переработки и возобновляемых источников энергии.

Большая часть населения проживает в небольших сельских городках, и хотя крупные города густонаселенные и современны. Во многих сохранилась средневековая архитектура и мощеные улочки.

Шведское общество основано на равенстве и индивидуализме. Шведы гордятся своей нацией и ее достижениями. Лагом, что означает «не слишком много, не слишком мало… в самый раз». Это слово часто используется и слышится в Швеции. Шведы также глубоко уважают честность. Хотя поначалу они могут показаться сдержанными и застенчивыми, у них прекрасное чувство юмора и простые взгляды на жизнь. Шведы считаются также одной из самых креативных наций в мире.

Религия

Церковь Швеции возникла как национальная церковь во время протестантской Реформации. На протяжении веков это евангелическо-лютеранское учреждение пользовалось государственной поддержкой и культурной гегемонией. Оставив церкви больше автономии, в 2000 году государство и церковь мирно разошлись.

На данное время восемьдесят пять процентов людей являются членами Церкви Швеции. В результате иммиграции существует значительный религиозный плюрализм. По оценкам, насчитывается 250 000 мусульман и 166 000 католиков. Также существует значительное число сторонников других религиозных движений. Свобода вероисповедания гарантируется конституцией.

Члены Шведской церкви часто говорят, что они христиане «по-своему» и не интересуются догмами. Самые глубокие духовные эмоции часто возникают, когда человек находится в одиночестве на природе. Лютеранские идеалы и гуманизм эпохи Возрождения породили требовательную социальную мораль с открытостью научной современности. В Швеции считается неправильным хвастаться своей верой.

Недавние реформы сделали Шведскую церковь более демократической религиозной организацией. Члены избирают Генеральный Синод, который решает вопросы доктрины, а также административные вопросы. Женщины составляют 30 процентов священства, и эта доля растет. Церковные служители часто совмещают пастырский труд с гражданской деятельностью.

Посещаемость церкви низкая, за исключением особых случаев. Менее 5 процентов прихожан регулярно посещают воскресные службы в Шведской церкви. Праздничные обряды более популярны. Крестятся трое из четырех младенцев. Три из пяти браков заключаются Шведской церковью.

Литература

Несколько лучших шведских писателей были связаны с развитием лирической поэзии. Один из самых известных, Вильгельм Экелунд, в молодости был главным представителем символизма в Швеции. А позже, как автор афоризмов, оказал большое влияние на развитие литературного модернизма. Среди самых популярных поэтов были Дэн Андерссон, Биргер Сьёберг и Яльмар Гулльберг. В поэзии Гуллберга религиозная приверженность и классическая ученость уравновешены иронией и остроумием. Более эзотерический стиль модернизма был введен Бертилом Мальмбергом и разработан группой поэтов, именуемой поколением 1940-х годов. В группу входили Эрик Линдегрен и Карл Веннберг. Работа Линдегрена «Mannen utan väg» («Человек без пути») была типичной для этого поколения, ищущего смысл жизни. Самым выдающимся романистом 1940-х годов был Ларс Ахлин, который в таких произведениях, как Min död är min ( «Моя смерть – моя»), был озабочен поиском человечеством благодати через любовь и унижение.

Международный интерес к шведским романам резко возрос в последние годы. Экспорт шведской фантастики в 2018 году составил 314 миллионов шведских крон. Значительную долю экспорта составляет скандинавская криминальная литература, также известная как жанр «нордический нуар».

Пионерами современной шведской криминальной литературы являются Май Шёвалл и Пер Валёэ, которые в период с 1965 по 1975 год написали десять романов с участием детектива Мартина Бека. Их книги были первыми в своем жанре. Шёвалл и Валёэ проложили путь для богатой флоры шведских криминальных романов, написанных с тех пор. По многим из которых были сняты фильмы или телесериалы. Традиция, восходящая к Шёваллу и Валлёэ, четко прослеживается в книгах Хеннинга Манкелла об инспекторе Курте Валландере.

Гордость швейцарской литературы

Манкель открыл дверь на международный рынок, и социальная критика в его романах была важной причиной их успеха. Его книги были проданы тиражом более 40 миллионов экземпляров и переведены на 40 языков.
Одна из лучших иллюстраций феномена шведской криминальной фантастики – трилогия «Миллениум» (Milleniumtrilogin). Серия Стига Ларссона мгновенно произвела фурор во всем мире и вошла в списки бестселлеров во многих странах. Ларссон, умерший в 2004 году, имел много общих черт со своим героем Микаэлем Блумквистом. В том числе он был политическим журналистом-расследователем. Трилогию «Тысячелетие» снимали дважды: один раз в Швеции и один раз в Голливуде.

Лейф Г.В. Перссон и Лиза Марклунд также вплетают в свои книги социальную критику. Перссон, криминолог, является одним из самых авторитетных шведских писателей-криминалистов. Многие из его дел касаются убийства в 1986 году премьер-министра Швеции Улофа Пальме. Частая тема произведений – некомпетентность и коррупция среди полицейских, государственных служащих и политиков. Марклунд дебютировала в 1998 году с Deadline (Sprängaren).Это первая книга из девяти книг о журналистке-расследователе Аннике Бенгтзон.

Марклунд вдохновляла других женщин писать детективы, и с момента ее дебюта их число резко увеличилось.
Камилла Лекберг – одна из самых успешных шведских писательниц-криминалистов. С момента публикации своей первой книги «Ледяная принцесса» в 2003 году она продала 20 миллионов книг в 60 странах.

Изобразительное искусство

В Швеции можно увидеть искусство во всех его проявлениях. Шведские художники по-разному передают свое виденье мира. Как и в сфере современного искусства в целом, шведские таланты обычно стремятся вызвать дискуссии, комментируя социальные сдвиги и ценности, с помощью живописи, скульптуры, текстильного искусства.

Карин Андерссон, одна из самых знаменитых художников Швеции, известна своими сказочными картинами. На них обычно изображены фигуративные мотивы и сцены из повседневной жизни, и часто с примесью скандинавского народного искусства. Художница из Лулео, замужем за другим художником Джокумом Нордстремом, стажировалась в знаменитом Королевском институте искусств в Стокгольме. Рисунки и коллажные работы Нордстрема, выполненные немного наивной рукой, в основном сосредоточены на темах, относящихся к западному миру и сложным отношениям. Его работы выставлялись в известных галереях в Швеции и за ее пределами. В том числе в Музее современного искусства в Нью-Йорке, лондонском Центре искусств Камдена и Nordiska Akvarellmuseet (Северный музей акварели) в Скархамне на западе Швеции.

Другой художник Кент Карлссон родился в Гётеборге и обладает многопрофильным талантом. Его карьера насчитывает десятилетия. Опираясь на религию, политику и историю он, пожалуй, наиболее известен своими крупномасштабными работами, изображающими церкви в новых обличьях. Один из них – «Храм сомнения и надежды» – кажется иллюзией, поскольку он плывет по воде возле паромного порта Гетеборга. Еще одна открытая церковь Кента Карлссона, Absit Omen, является частью известного парка скульптур Konst på Hög (Искусство на холме) в Кумле в центральной Швеции.

Художница Клара Лиден родилась в 1979 году и является выпускницей Konstfack. Это – крупнейший в Швеции университет искусств, ремесел и дизайна. Работая в междисциплинарной сфере, ее искусство проявляется во многих обличьях – от скульптуры и инсталляций до видеоарта. Ей нравится «разбирать» и переупаковывать знакомые элементы городской и домашней среды. В рамках персональной выставки 2007 года «Unheimlich Manöver» она перевезла все содержимое своего дома в Стокгольмский музей современного искусства.

Музыка

Швеция – страна, признанная одним из крупнейших мировых экспортёров музыкальных исполнителей. Некоторые из крупных поп-звезд были шведами, а именно ABBA и Roxette. Среди других музыкальных жанров есть хорошо известные исполнители инди-рока и джаза, получившие известность за пределами своей родной страны.

Шведская культура включает в себя различные иностранные стили музыки. Швеция серьезно относится к музыкальному образованию. Известно, что различные исполнители обучались в определенных музыкальных школах, прежде чем начать музыкальную карьеру.

Королевский музыкальный колледж в Стокгольме выпустил несколько выдающихся композиторов, дирижеров, вокалистов и инструменталистов. В Карлстадском университете музыкальный факультет Ingesund Music College специализируется на классической, джазовой и традиционной музыке. Шведская народная музыка зародилась в начале 19 века. Скрипка – основной инструмент для создания такой музыки.

Никельхарпа – еще один народный инструмент. Инструмент представляет собой ключевую арфу, которую иногда называют клавишной скрипкой. Аккордеон и кларнет – другие инструменты, используемые в шведской народной музыке.

Другой тип инструмента, который был индивидуализирован в Швеции, – это волынки. Шведские волынки обычно меньше других типов. В середине 20-го века на шведской волынке практически не играли, и она считалась почти вымершей. Тон мягкий и похож на аккордеон и губную гармошку.

Основное внимание в шведской инструментальной народной музыке часто уделяется танцевальной музыке. В 1811 г. было образовано Готическое общество. Общество преследовало цель разработать записи всех традиционных музыкальных песен и поддержать исполнение таких песен исполнителями. В былые годы шведская народная музыка состояла в основном из сольных мелодий. В 1900-х годах народная музыка стала более популярной и достигла своего пика в 1970-х годах. С тех пор она отошла на второй план, но по-прежнему остается важной частью музыкального наследия страны.