Культура Уганды

С момента обретения независимости от Великобритании в 1962 году восточноафриканская страна Уганда была разорена политическими беспорядками и  эпидемией СПИДа. Но сейчас она находится в процессе восстановления и демократизации. «Культура и обычаи Уганды» – это увлекательный обзор нынешнего состояния угандийского общества.

Сельские этнические группы испытывают на себе влияние городских центров. В то время как изменения, вызванные западным влиянием, затрагивают практически все аспекты жизни людей. Примеры из основных этнических групп используются для объяснения традиционной культуры и адаптации к современной жизни в религии, браке, семейной жизни, церемониях, искусстве и многом другом. Это важный справочный источник, к которому можно обратиться для лучшего понимания Уганды.

Религия в Уганде

Религиозное наследие Уганды состоит из трех частей: религии коренных народов, ислам и христианство. Около четырех пятых населения – христиане. В основном это католики и протестанты. Около восьмой части населения составляют мусульмане. Большинство остальных людей исповедуют традиционные религии. Как и в других частях Африки, ислам и христианство были объединены с религиями коренных народов. Для того, чтобы сформировать различные синкретические религиозные течения.

Ислам был первой из появившихся экзогенных религий и приобрел политическое значение в 1970-х годах. Христианство пришло в колониальный период благодаря активной миссионерской деятельности, особенно на юге. Там католиков называли bafaransa («французы») и протестанты bangerezza («британцы»). Соперничество и даже вражда между приверженцами этих двух ветвей христианства все еще существуют сегодня. В начале 1930-х группа англиканских миссионеров вместе с несколькими угандийцами инициировала возрождение балоколе («рожденных свыше»). Возрождение  распространилось по всей Восточной Африке и за ее пределами. Это было мощной силой пятидесятничества в Уганде.

Небольшое количество евреев абаюдая живут в общинах на востоке Уганды. Они являются потомками обращенных в иудаизм в 1920-х годах. В последние годы с возвращением южноазиатских практикующих в страну, возродились сикхизм и индуизм. Свобода религии гарантируется конституцией 1995 года.

Повседневная жизнь и социальные обычаи

В сельской местности год наполнен множеством фестивалей и ритуалов. Таких как «знакомство» с браком, свадьбы, рождения, крестины и другие семейные собрания. Как и в других местах, сельскохозяйственный год отмечен рядом важных событий, требующих общественных встреч. Другие праздники взяты из христианского и мусульманского календарей. Или  ознаменованы событиями в истории Уганды. Такие как День мучеников (3 июня), День героев (9 июня) и День независимости (9 октября).

Изобразительное искусство Уганды

Западная элита фактически являются единственными потребителями и практиками изящных искусств. Тем не менее, есть небольшая, но активная группа местных художников. В нее входят скульпторы, поэты и драматурги.  Они выставляют свои работы в местных галереях и театрах. Народное искусство широко коллекционируется и является важным источником дохода. Этническое искусство Уганды высоко ценится коллекционерами во всем мире.

Резьба – особенно популярная форма. Сцены из истории Уганды и легенды вырезают на деревянных щитах или экранах. Другие популярные формы – это обработка железа, керамика и батик, техника росписи по текстилю. Ее привнесли в Уганду иммигранты из Юго-Восточной Азии. Дэвид Кибуука и Генри Лутало Луму (1939–89), два угандийских художника, переняли элементы западной живописи. Такие как картины масляными красками, только с африканскими темами. Творцы жили за пределами африканского континента.

Музыка

В традиционной музыке Уганды используются такие инструменты, как лира, маримба (ксилофон) и пианино (см. Ламеллафон). В стране существует широкая аудитория любителей как угандийской, так и зарубежной музыки. Известная Угандийская группа Afrigo Band сочетает в себе традиционные и популярные музыкальные элементы. Группа  регулярно гастролирует за границей и выпустила ряд записей.

Певец и композитор Джеффри Ориема получил международное признание за свою музыку. Его мелодии сочетает в себе ачоли, суахили и английский языки. Музыкальные традиции ачоли (нангу [арфа]) с соединяются с западными музыкальными приемами. Конголезская музыка чрезвычайно популярна в стране и представляет собой возвращение музыкантов из этого региона, культурный обмен, который ранее велся до 1970-х годов. В большинстве городов и торговых центров есть множество дискотек, пабов и баров, где звучит живая музыка.

Литература

Хотя в Уганде есть несколько известных писателей, устные традиции остаются популярной формой повествования. Раджат Неоги, угандиец индийского происхождения, основал литературный журнал Transition в 1961 году. Окот п’Битек разработал литературную технику, сочетающую письменное слово с устными традициями. Ачоли, родившийся в Гулу, написал несколько романов, в том числе «Песнь о Лавино» (1966).

Традиционная Одежда Уганды

Мужчины в Уганде носят канзу – одежду белого или кремового цвета, доходящую до земли. Мы называем их туниками. Женщины носят платье, называемое гомеси, с поясом, завязанным на талии. Также  гомесис на плечах, что увеличивает их плечи (подобно подплечникам). Женщины, пришедшие с запада, накидывают на талию длинную ткань, называемую суука.

Женщины на юго-западе носят длинные свободные юбки и завязывают на плечах соответствующую ткань. Они также носят длинные струящиеся платья в пол, называемые бусути, которые были введены миссионерами 19 века.

Бракосочетание в Уганде

Благополучие семьи в сельской местности предполагает приобретение жен, которое достигается за счет обмена выкупа. С 1950-х годов потолок выкупа был установлен на уровне пяти коров и такого же количества коз. Выплата выкупа связана с тем, что мужчины «управляют» женщинами. Полигамные браки усилили некоторые аспекты мужского доминирования. Но также дали женщинам арену для сотрудничества в противодействии мужскому доминированию. Мужчина может предоставить своей старшей жене «мужской» статус, позволяя ей вести себя как равная по отношению к мужчинам. Также как превосходящая по отношению к другим его женам. Однако из-за полигамных браков некоторые жены остались без законных прав на наследство после развода или вдовства.

Расширенная семья пополняется родственной группой. Мужчины имеют авторитет в семье. Домашние обязанности разделены между женщинами и девушками старшего возраста. Женщины экономически зависят от ближайшего родственника мужского пола (мужа, отца или брата). Зависимость от мужчин лишает женщин влияния в семейных и общественных делах. 

Для многих людей в Уганде клан, родословная и брак обеспечивают основу повседневной жизни и доступ к наиболее важным ресурсам. 

Этикет Уганды

Рукопожатие – нормальная форма приветствия. Официантам и таксистам принято давать чаевые в размере 10%. Этикет важен во время семейных обедов. Когда еда готова, все члены семьи моют руки и садятся на коврики. Гости и соседи, которые  зайдут в дом, присоединятся к семье за ​​ужином. Обычно перед тем, как семья начинает  есть, произносится короткая молитва. Во время еды дети разговаривают только тогда, когда им задают вопрос. Считается невежливым выходить из комнаты, пока другие едят. Опираться на левую руку или вытягивать ноги во время еды – признак неуважения. Когда трапеза закончена, все по очереди делают комплимент матери.