Культура Зимбабве

Зимбабве назван в честь Великого Зимбабве, каменной столицы XII – XV веков династии Розви Шона. Считается, что это название происходит от дзимба дза мабве – «великие каменные дома». Или – дзимба вайе – «уважаемые дома». 

Культурные и религиозные традиции у шона, ндебеле и небольших групп Тонга, Шангаана и Венда имеют сходство в отношении практики брака и веры в сверхъестественных предков. Все эти группы обратились к духовному миру за поддержкой в ​​борьбе за независимость, которая была достигнута в 1980 году. 

Географическое положение

Зимбабве находится в центральном регионе южной части Африки. Из-за влияния ее колониальной истории на политическую, экономическую и социокультурную жизнь страны, страну обычно больше отождествляют с югом Африки, чем с центральной Африкой. 

Страна не имеет выхода к морю. Она занимает площадь в 242 700 квадратных миль или 390 580 квадратных километров между рекой Замбези на севере и рекой Лимпопо – на юге. Зимбабве граничит с Мозамбиком, Южной Африкой, Ботсваной, Намибией и Замбией. 

Большая часть страны представляет собой плато от высокого до среднего вельда с обширными участками лесной саванны и умеренным климатом. Низкий вельд Лимпопо и долины Замбези более жаркие и отличаются меньшим количеством дождей. На границе с Мозамбиком единственный горный район, Восточное нагорье, проходит от Ньянги на севере до Чиманимани на юге. Количество осадков больше на севере Восточного нагорья и меньше в долине Замбези и низком вельде.

Столица, Хараре, расположена в Машоналанде, который занимает восточные две трети страны. Он является районом, где проживает большинство людей, говорящих на языке шона. Второй большой город, Булавайо, находится в Матабелеленде на западе. Здесь проживает большинство людей, говорящих на ндебеле.

Жители государства

В начале двадцатого века численность местного населения составляла около шестисот тысяч человек. Национальная перепись 1992 года оценила его в более чем 10 миллионов человек. 

Около 70 процентов населения проживает в сельской местности, а большая часть населения Хараре и Булавайо примерно 30 процентов в городских районах. 

Самая большая этническая группа известна под общим названием шона. Она состоит из групп маньяка, зезуру, каранга, корейкоре, розви и ндау, которые составляют около семидесяти шести процентов населения. 

Вторая по величине этническая группа – ндебеле, состоящая из групп ндебеле и каланга, которые составляют около 18 процентов населения страны. 

Машоналенд, где проживает большая часть шона, является собирательным термином для восточных двух третей страны. И большинство ндебеле живут в западной трети Матабелеленда. 

Другие этнические группы, каждая из которых составляет 1 процент населения – это батонга в долине Замбези. А также, Шангаан или Хленгве в низком вельде и Венда на границе с Южной Африкой. Около 2 процентов населения – неафриканского происхождения. Это, в основном, европейцы и азиаты.

Существенные перемены 

В двадцатом веке произошло три основных изменения в демографической и поселенческом

плане. Во-первых, это приобретение больших участков земли белыми поселенцами для коммерческого сельского хозяйства. Вскоре после Второй мировой войны это привело к ситуации, когда половина земли принадлежала менее 1% населения, с ограниченным доступом к земле для обширных территорий. 

Во-вторых, в колониальный период развитие промышленности в городах, особенно в Хараре и Булавайо, требовало от мужчин, ищущих работу, жить в городских районах. А женщин и детей – оставлять в сельской местности. Гендерный дисбаланс в городских районах больше не существует. И наблюдается больше перемещений между городскими и сельскими районами. Но де-факто женщины, возглавляющие домашние хозяйства, по-прежнему больше сконцентрированы в сельских районах. 

Рабочие места смертность

Большинство рабочих мест по-прежнему находится в городских районах. И доход от занятости, а не доход от сельского хозяйства, является наиболее важным фактором уровня жизни среди мелких семей. 

Третье серьезное изменение коснулось возрастного профиля населения. Резкое падение уровня смертности и увеличение продолжительности жизни в период с 1960 по 1992 год означало, что почти шестьдесят три процента населения составляли людей в возрасте от шестнадцати до тридцати четырех лет. Статистическое воздействие эпидемии СПИДа на население считается основным фактором более высоких показателей материнской и младенческой смертности. 

Языки в стране

Все национальные языки, за исключением официального, английского, являются банту, ответвление языковой семьи Нигер-Конго. Шона и синдебеле являются наиболее распространенными языками, и студенты должны владеть хотя бы одним из этих языков. 

Четыре основных диалекта шона – дзезуру, каланга, маньяка и ндау – имеют общий словарный запас. А также – схожие тональные и грамматические особенности. Ндебеле в девятнадцатом веке были первыми, кто использовал имя «шона» для обозначения покоренных ими народов. Хотя точное значение этого термина неясно, вероятно, оно было уничижительным. Позже белые колонисты расширили этот термин, чтобы обозначить все группы, говорящие на диалектах, официально признанных шона. 

Согласно одной точке зрения, диалекты возникли в результате различий в политике миссионерского образования в девятнадцатом веке. Синдебеле – это язык кликов из группы языков банту нгуни. Другие члены этой языковой группы – зулу и коса, на которых говорят в основном в Южной Африке. Другими языками, на которых говорят в Зимбабве, являются Тонга, Шангаан и Венда. На этих языках говорят большие группы Тонга в Замбии и Шангаан и Венда в Южной Африке.

Символы, имеющие значение

Национальный флаг и птица Зимбабве, африканский рыбный орел, являются наиболее важными символическими изображениями нации. Птица Зимбабве изображена на флаге. И хотя флаг символизирует независимость, птица Зимбабве олицетворяет преемственность с доколониальным прошлым. На международном уровне, особенно в туристическом секторе, фотографии водопада Виктория, Большого Зимбабве и дикой природы являются символами национальной истории и природного наследия.

Национальное самоопределение 

Принятие названия «Зимбабве» и идентичности граждан, как зимбабвийцев, стало символом преемственности с прошлым. Общая борьба всех групп сыграла важную роль в формировании чувства национальной идентичности. 

Политическая напряженность между ндебеле и шона достигла высшей точки, когда армия подавила инакомыслие в 1983 и 1984 годах во время резни в Матабелеланде. Но она сдерживалась государством. 

Особенности кулинарных традиций

Некоторые пищевые табу с серьезными последствиями для здоровья все еще широко распространены. 

Традиционно считалось, что яйца вызывают бесплодие у женщин, и поэтому их избегали, но теперь они широко потребляются. Мясо тотема клана традиционно избегалось. Даже сегодня животных, олицетворяющих тотемы, едят редко.

Еда вне дома не является обычным явлением даже среди мужчин в городских районах. Путешественники покупают у продавцов безалкогольные напитки и полуфабрикаты, такие как жареные пирожные, картофельные чипсы, жареную кукурузу и сахарный тростник. Большая часть белого населения регулярно покупает готовую еду и ест в ресторанах.

Жареное и тушеное мясо – еда праздников. Быка, корову или козу могут забить в сельской местности, в зависимости от значимости события, и они могут сопровождаться гарниром из риса. 

Пиво из проса обычно готовят женщины. А жареный арахис подают в особых случаях.

Мужчины и женщины

Мужчины преобладают в качестве представителей правительства и государственных служащих, от правительства до села и от министерств до районных советов. Около 15 процентов членов Палаты собрания – женщины. В политическом руководстве преобладают мужчины. Хотя, организации, стремящиеся поднять больше женщин на влиятельные руководящие должности, сталкиваются с растущими проблемами в этой системе.

По конституции мужчины и женщины равны. Однако с точки зрения закона существует множество областей, в которых женщины подвергаются дискриминации. 

Виды брака

Закон признает два вида брака. Традиционные браки потенциально полигинны и законны только для чернокожих зимбабвийцев. Они обычно расторгаются только в случае смерти. Разводы случаются редко. Гражданские браки моногамны и могут быть расторгнуты смертью или разводом. Обычные браки – более распространенная форма. Браки по договоренности – редкость. Хотя, семьи с обеих сторон активно участвуют в брачных переговорах, включая принятие решения о цене за невесту, которую муж должен уплатить семье женщины. Таким образом, жена и ее дети принадлежат мужу и связаны с его родственниками. 

Брак дает женщинам статус и доступ к земле. А не состоящие в браке мужчины и женщины – редкость. Полигиния по-прежнему широко распространена, хотя ее масштабы сокращаются, поскольку нехватка земли и низкие доходы стимулируют рост домохозяйств меньшего размера. Развод – редкость и клеймо, особенно для женщин.

Распределение ролей

Власть принадлежит мужчинам, а мудрость – возрасту. 

После женитьбы мужчина берет на себя домашнюю власть в качестве главы домохозяйства. Но в более широких семейных делах более влиятельны старейшины. С возрастом женщина также приобретает авторитет и уважение. А невестки берут на себя большую часть работы по дому и помогают в поле. Помощь продолжается и после того, как невестка построила поблизости собственный дом.

Религия

В традиционной религии дух умершего человека возвращается в сообщество. А умершие главы больших семей (предки) оказывают сильное влияние на семейную жизнь. 

Духи предков обычно отстоят всего на два или три поколения от живого поколения. И они являются людьми, которые передали обычай почитать своих предков и традиции сообщества. Их чествуют в церемониях празднования хорошего урожая и в призывах справиться с несчастьем. Когда дух злится, он общается через медиума. Или предсказатель диагностирует гнев и причину. А затем следует умиротворение. Семьи, стремящиеся отомстить за смерть или добиться выплаты долга, могут проконсультироваться у предсказателей-целителей – н’анга. Считается, что ведьмы обладают способностью вызывать гнев. И гнев духа может быть оправдан или не оправдан с точки зрения пострадавшей семьи.

Особенности верований

Многие христиане продолжают верить в духов и силу колдовства. А также, искать духовного руководства в обеих системах верований. Самые большие церкви Зимбабве – это римско-католическая и англиканская. А апостольская церковь – самая большая независимая церковь. Независимые церкви склонны толковать Библию в большей степени в соответствии с традиционными ценностями. А организации вероисповедания и сбережения (например, похоронные общества) играют важную роль в своей деятельности.

Смерть и загробная жизнь

Обычно умерших хоронят недалеко от дома, а жители городских районов могут привозить умерших обратно в сельские районы для захоронения. Могилы готовятся рядом с семейной усадьбой. Они священны и опасны из-за их связи со смертью и духами. 

Можно проконсультироваться с прорицателем, чтобы определить причину смерти и назначить ритуальное действие. За этим следуют церемонии успокоения духа и знаменует конец траура. Через год проводится заключительная церемония, на которой дух становится духовным хранителем семьи. Эти церемонии обычно сочетают в себе традиционные и христианские обычаи.

Искусства Зимбабве

Художники здесь пользуются большим уважением. В Хараре и Булавайо и, в меньшей степени, в сельской местности существует множество учебных центров. Некоторые из этих центров являются самостоятельными и открываются при помощи покровителя. Самым известным из них является Тенгененге в районе Гуруве, где работали многие из самых известных скульпторов шона. Национальная галерея в Хараре, основанная в 1954 году, сыграла важную роль в продвижении искусства, особенно скульптуры. Конкуренция высока, особенно на рынках скульптуры и традиционных женских ремесел – корзины, циновки и керамика.

Литература

Первый роман шона был опубликован в 1956 году, а первый роман ндебеле – в 1957 году. С тех пор, особенно после обретения независимости, наблюдается расцвет литературы шона и ндебеле. Основные темы – фольклор, мифы и легенды. А также, борьба за независимость и жизнь в независимой стране. 

Среди всемирно известных местных романистов выделены Шиммер Чиньодья («Жатва шипов»), Ченджерай Хоув («Кости, тени»). А также, Дорис Лессинг (трилогия «Марты квест» и ее автобиографии), которая является самым известным местным белым писателем. 

Каждый август в Хараре проводится международная книжная ярмарка.

Графическое искусство

Скульптура Шона всемирно известна и выставляется. Эти работы приносят тысячи долларов на международном рынке, особенно в Европе и США. Хотя эта форма искусства упоминается как скульптура Шона, она не является специфической для Шоны. Сюжеты во многом заимствованы из африканского фольклора и преобразованы в фигуративные, полуабстрактные и минималистские произведения. В них используют различные камни, в том числе черный змеевик.

Исполнительское искусство 

Музыка, вдохновленная традициями, преобладает в искусстве и представляет собой культурную преемственность с прошлым. На основе ритмов и мелодий мбира (пальцевое фортепиано), инструмент, связанный с предками, традиционная музыка способствовала чувству солидарности в борьбе за независимость. 

Музыкальные группы создавались в городских районах, тексты песен содержали политические послания, а музыкальная сцена продвигала африканских, а не европейских деятелей.

Европейская культура и ценности неизгладимо сформировали городские и сельские пейзажи Зимбабве. Черные зимбабвийцы ассимилировали больше белой зимбабвийской культуры, чем наоборот. И хотя белое меньшинство утратило политическую власть после обретения независимости, оно сохранило непропорционально большую долю экономических ресурсов.