Культура Боливии

Сочетание индийских и европейских культурных влияний в Боливии привело к появлению процветающего художественного сообщества. Боливийцы получили известность в живописи, скульптуре, классической и традиционной музыке и народных танцах. Многочисленные театры и художественные галереи в крупных городах представляют образцы традиционной боливийской музыки и искусства.

Боливийская культура очень разнообразна из-за различного происхождения боливийского народа. Говорят, что Боливия – это страна, которую еще предстоит открыть. Пятая по величине страна в Южной Америке, она имеет множество различных традиций и культур.

Религия

Официальная религия, одобренная Конституцией 2009 года, – католицизм.
Эта религия как инструмент колонизации и способ контролировать множество людей правящим классом. Быть католиком считается благоприятным элементом социального престижа. Отсюда и огромное количество людей, называющих себя католиками (около 78% населения).

Религия сильно сплетается с местными верованиями, обычаями и суевериями. Действительно, нередко можно увидеть, как священники благословляют автомобили. Например, во время празднования Девы Копакабаны. Фермеры идут на мессу перед тем, как совершить андский ритуал с листьями коки и жертвоприношениями животных.

В сельской местности жители Анд верят в магию природы. Они почитают Мать-Землю (Пачамама), Солнце (Инти) и Луну (Килла).Дух гор, Апус, защищает деревни и поощряет плодородие почвы. Боливийцы часто прибегают к помощи целителей, курандерос.

Одновременно с этими традиционными убеждениями следует отметить появление новых протестантских движений. Это касается евангелистов или адвентистов, предсказывающих конец света и другие грядущие бедствия. Но эти движения остаются в городах и не достигают сельской местности.

Изобразительное искусство

Боливия за эти годы произвела на свет ряд талантливых художников. От классических скульпторов до эксцентричных художников. Многие из них черпают вдохновение в традициях коренных народов страны.

Роберто Мамани Мамани, возможно, крупнейшее имя в боливийском искусстве. Коренной аймара, чьи произведения искусства включают символы и традиции его предков. Мамани Мамани мгновенно узнаваем по его яркому красочному стилю с использованием андских сюжетов, таких как холиты, кондоры и луна. Он изучал право в университете, но продолжал преследовать свою настоящую любовь к искусству. В конечном итоге он начал устраивать выставки по всему миру. Его работы можно увидеть в нескольких галереях по всей Боливии, хотя его самая впечатляющая недавняя работа – это серия массивных фресок, написанных на проекте общественного жилья Condominio Whipala в Эль-Альто.

Скульпторы

Хуан Бустильос родился в Каранави в субтропическом регионе Боливии Юнгас. Он является лучшим скульптором современности в стране благодаря своей бесконечной коллекции скульптур животных в натуральную величину. Они сделаны из дерева и стали. Сейчас он живет в Санта-Крус, где его дом превратился в удивительно необычный музей. Бустильос помог финансировать главную художественную галерею города Manzana Uno. Когда его коллекция начала расти, он решил открыть еще одно арт-пространство под названием Búho Blanco в небольшом городке Сан-Хавьер в регионе Чикитос.

Самый известный скульптор Латинской Америки Марина Нуньес дель Прадо родилась в Ла-Пасе в 1910 году. С ранних лет она проявляла живой интерес к искусству. Ее богатая семья поощряла ее увлечение. По окончании учебы дель Прадо путешествовала по миру, совершенствуя свой художественный стиль и участвуя в многочисленных международных выставках. Говорят, что ее работы, чувственные и пышные по форме, были вдохновлены местной боливийской культурой. В районе Сопокачи Ла-Паса находится музей, посвященный ее жизни, в котором хранится более 1000 скульптур.

Грасиела Родо Буланже впервые познакомила с искусством ее мать-пианистка и отец-ценитель искусства. В детстве она мечтала стать великим музыкантом и художником. В возрасте 22 лет она полностью сосредоточилась на рисовании. Буланже решила иллюстрировать исключительно детей. И таким образом развила свой уникальный стиль. Ее талант был отмечен ЮНЕСКО. Она была назначена официальным художником Международного года ребенка. А затем ее работы выставили на Генеральной Ассамблее ООН. Буланже получила множество наград и выставила свои работы по всему миру, некоторые из которых можно увидеть в Национальном художественном музее в Ла-Пасе.

Наскальные рисунки

Масштабы наскального искусства в Боливии постепенно увеличиваются. Боливийское наскальное искусство включает в себя множество петроглифов и наскальных рисунков в небольших пещерах и каменных убежищах. Они находятся на вертикальных скалах и на больших валунах. Наскальные изображения сконцентрированы в основном в Андском регионе и в восточных низменностях. В то время как в северных низинах (департаменты Пандо и Бени) известно несколько участков, которые состоят из гравюр, в основном на скалах у рек или рядом с ними.

Согласно предварительным исследованиям, проведенным SIARB, наскальное искусство насчитывает не менее нескольких тысячелетий. Самые ранние наскальные изображения восходят к палеоиндийскому периоду. Они состоят из нарисованных сцен охоты с живыми движущимися группами верблюдов и миниатюрных человеческих фигур. В различных местах встречаются древние отпечатки рук, но неизвестно, относятся ли они к тому же возрасту, что и отпечатки пальцев в пещерах Патагонии (7000 г. до н.э.). Во многих частях Боливии встречаются купулы или чаши. Некоторые из них могут принадлежать к самым ранним наскальным рисункам.

Литература

История боливийской литературы отмечена, прежде всего, социальным и политическим контекстом и различными историческими событиями.

Еще в XIX веке поэты-модернисты оставили этой молодой стране богатое наследие. Среди имен, которые следует запомнить, – Франц Тамайо, Грегорио Рейнольдс и Рикардо Хаймес Фрейре. Некоторые произведения также доступны на французском языке.

В двадцатом веке писательство становилось все более политическим. Писатели Оскар Черруто (Поток огня в 1935 году) и Аугусто Сеспедес (Колодец в 1936 году) рассказывают о войне Чарко. А после смерти Че Гевары в 1967 году такие произведения, как Los Fundadores del Alba Ренато Прада Оропезы, были откровенно политически ориентированы. Но с диктатурой 1970-х и 1980-х многих авторов в значительной степени заставили замолчать. Вся литературная продукция была ограничена политической властью. С конца 1960-х годов боливийская письменность была больше художественной литературой, чем чем-либо еще. Кроме того, с начала 20 века писатели все чаще обращались к местной аудитории. Один из примеров – La misk’isimi (на языке кечуа, «сладкие губы») Адольфы Коста дю Рельс.

Боливийская литература действительно заслужила свои грамоты благодаря Иоланде Бедрегал. Эта поэтесса, романист и скульптор выпустила более 16 книг. Это были – стихи, романы, антологии. А также многочисленные публикации рассказов о детях, мифах и фольклоре культур аймара и кечуа. Получив международное признание, она была названа «Иоландой Америки» Обществом аргентинских авторов.

Боливийские народные танцы, музыка и костюмы

Музыка Боливии пугающе разнообразна. У каждого региона свой ритм, свой инструмент, свои мелодии. Аймара, кечуа и другие этнические группы выражают себя через танцы и песни, в которых сочетаются влияние коренных народов и Европы. Во время праздников символическая одежда демонстрирует индийскую интерпретацию европейского мировоззрения. Танец палла-палла изображает испанских захватчиков XVI века, танец вака-токорис высмеивает корриду, а моренада издевается над белыми мужчинами-рабовладельцами. Некоторые ярко вышитые и красочные костюмы имитируют доколумбовскую одежду. Многие костюмы сопровождаются замысловатыми масками из гипса, ткани или жестяных банок и головными уборами из перьев.

Смешение культур также проявляется в чаранго, гибридном инструменте, который по форме похож на гитару, хотя и намного меньше. Его пять двойных струн резонируют со звуковой коробкой, сделанной из панциря броненосца или тыквы. Другими распространенными инструментами являются зампона (свирели), кена (зубчатая вертикальная флейта) и ударные инструменты различных размеров. В том числе кожаные барабаны, бронзовые гонги и медные колокольчики. В низинах Санта-Крус и Бени музыку, сочиненную в 18 веке исполняют индейцы гуарани из общин гуарайо, чикитано и мохено.

Архитектура и барокко

Боливия представляет собой идеальную страну для стиля «барокко» во всей Латинской Америке. Страна, где коренные американцы смешали это с искусством аборигенов. Например, в архитектурной сфере мы не можем говорить о барокко, не упомянув миссии иезуитов на востоке Санта-Крус-де-ла-Сьерра. Здесь архитектура городов Сан-Хавьер, Санта-Ана и Сан-Мигель признана ЮНЕСКО. А также чудесная церковь Сан-Хосе-де-Чикитос.

Тем не менее, архитектура барокко не должна ограничиваться миссиями иезуитов. Действительно, он присутствует по всей Боливии. В Потоси есть «Каса-де-ла-Монеда», монастырь Санта-Тереза, портал Сан-Лоренцо и церковь Сан-Мартин и Манкири. В Сукре есть церковь Мерсед, церковь Сан-Франциско, церковь Сан-Мигель, монастырь Санта-Клара. Также можно упомянуть церкви Карабуко-де-Карауа и Сика-Сика, которые расположены на пути между Ла-Пасом и Оруро.