Культура Эритреи

Термин «Эритрея» происходит от Sinus Erythraeus, имени греческих торговцев III века до нашей эры. Именно это название дали водному пространству между Аравийским полуостровом и африканским континентом (ныне Красное море). Позже, во времена Римской империи, римляне назвали его Mare Erythraeum, что в переводе означает «красное море». Когда Италия колонизировала полосу земли вдоль Красного моря в 1890 году, они дали ей название Эритрея.

Некоторые сведения

Поскольку создание Эритреи было так тесно связано с Эфиопией, самобытность Эритреи развивалась в борьбе против своего древнего и более крупного соседа на юге. Многие из девяти этнических групп в Эритрее, также, находятся и в Эфиопии. И доминирующая христианская православная культура горных районов Эфиопии также простирается до плато Эритреи. 

Исторически сложилось так, что в Эритрее существовало разделение на христианские горные районы, которые являются однородными в культурном и лингвистическом отношении, и преимущественно мусульманские низменности, которые являются культурно и лингвистически неоднородными. Однако, в ходе длительной освободительной войны Эритрее удалось преодолеть некоторые традиционные различия между населением высокогорья и низменности. 

Население Эритреи составляет примерно от трех до трех с половиной миллионов (1994 г.), разделенных между девятью этническими группами. Высокогорная группа тигриньи составляет около половины населения. Более 75 процентов населения проживает в сельской местности.

Расположение и география

Расположенная на северо-востоке Африки, Эритрея имеет около 620 миль (1000 километров) береговой линии вдоль западного побережья Красного моря. На севере и северо-западе страна граничит с Суданом, на юге – с Эфиопией, а на юго-западе – с Джибути. Территория Эритреи занимает около 48 000 квадратных миль (125 000 квадратных километров). И включает в себя широкий спектр труднопроходимых ландшафтов: горы, пустыню, высокогорное плато, низменные равнины и около 150 коралловых островов у побережья. 

Топографическое разнообразие повлияло на социальную организацию и способ производства девяти этнических групп страны. На высокогорном плато люди живут в небольших деревнях, ведя натуральное пахотное земледелие. Однако, многие из низинных групп ведут полукочевой скотоводческий или агро-скотоводческий образ жизни. 

Столица Эритреи, Асмэра, расположена на высокогорном плато – регион проживания самой большой этнической группы тигриньи.

Языковая принадлежность 

Хотя Конституция Эритреи гласит, что все девять этнических языков в стране равны, в правительстве Эритреи есть два административных языка: тигринья и арабский. 

Тигринья – это семитский язык, на котором также говорят тигрейцы Эфиопии. Арабский язык был выбран для представления низинных мусульманских групп в стране. Тем не менее только одна этническая группа, рашаида, имеет арабский как родной язык, тогда как другие группы используют его как религиозный язык. Многие из этих групп являются двуязычными, и из-за наследия эфиопского господства над Эритреей многие эритрейцы также говорят на амхарском, эфиопском административном языке. 

Сегодня эритрейские ученики обучаются на своем родном языке на начальных уровнях (с первого по пятый). А английский язык становится языком обучения с шестого класса (по крайней мере, теоретически). Со второго класса английский преподается, как второй язык. Однако, похоже, что тигринья становится доминирующим языком, поскольку большинство населения говорят на тигринья, а самые большие города расположены в высокогорьях. И большинство людей в правительстве и государственной бюрократии принадлежат к этнической группе тигринья. 

Символизм

Эритрейцы вели тридцатилетнюю освободительную войну (1961–1991 гг), чтобы добиться независимости от эфиопского господства.

В культуре, одобренной правительством, используются символы войны и жертвоприношения. Все три основных национальных праздника посвящены освободительной войне. Это: 24 мая, День освобождения, 20 июня, День мученика и 1 сентября – праздник, посвященный началу освободительной войны. 

Официальный флаг Эритреи, принятый в 1993 году, представляет собой комбинацию флагов. Это флаг Народного фронта освобождения Эритреи, освободительного движения, одержавшего военную победу над правительством Эфиопии. И старый флаг, подаренный Эритрее Организацией Объединенных Наций в 1952 году.

Этнические отношения

Этническая группа горных тигринья является доминирующей группой в численном, политическом и экономическом отношении. В высокогорье, также, есть группа мусульман, говорящих на языке тигринья, которая называется Джеберти. Однако, джеберти не признаны эритрейским правительством отдельной этнической группой. 

Группы равнин – Афар, Бежа-Хадараб, Билейн, Кунама, Нара, Рашайда, Сахо и Тигре. Они все, за исключением Тигре, относительно малы и вместе взятые не образуют какой-либо однородной культурной или политической системы. 

Традиционно отношения между группами горцев и низменностей были напряженными и конфликтными. Набеги на домашний скот и посягательства на землю и права пастбищ привели к взаимному недоверию, которое все еще в определенной степени актуально в отношениях между меньшинствами и государством. 

Многие группы, также, разделены между Эритреей и Эфиопией, Суданом и Джибути, что делает трансграничные этнические союзы возможной угрозой национальной идентичности.

Еда в повседневности

Эритрейская кухня – это отражение истории страны. Injerra, обычно, едят в сельской местности. Это блинный хлеб, который едят вместе с соусом цебхи или ват. Соус может быть сделан на основе острого и острого мяса или на овощной основе. В городских центрах чувствуется сильное влияние итальянской кухни – во всех ресторанах подают пасту. 

У низменных групп другая кулинарная традиция, чем у высокогорья, где основным продуктом питания является каша (асида по-арабски) из сорго.

Пищевая традиция

И ислам, и православная христианская традиции требуют неукоснительного соблюдения постов и пищевых табу. Все взрослые должны соблюдать несколько периодов поста, самый продолжительный пост у православных и Рамадан – у мусульман. Однако, во время религиозных праздников еда и напитки подаются в большом количестве. Обычно, забивают быка, овцу или козу. Мясо и кишки подаются вместе с инджеррой. Традиционное пиво (сива) варят в деревнях и всегда подают во время церемоний.

Классы и касты 

Эритрейское общество разделено по этническому, религиозному и социальному признакам. Традиционно во многих этнических группах страны существовали низшие кастовые группы. Сообщается, что последний раб был освобожден EPLF в конце 1970-х годов. 

Традиционной элитой были семьи землевладельцев. Однако, после земельных реформ во время и после освободительной борьбы эти элиты прекратили свое существование. Как правило, в сельских районах люди живут в условиях дефицита и бедности, и различий между богатыми и бедными почти не наблюдается. 

Однако, в городских районах появляется современная элита, состоящая из высокопоставленных государственных служащих, бизнесменов и эритрейцев, возвращающихся из диаспоры в Соединенных Штатах и ​​Европе.

Разделение труда по полу 

Поскольку натуральное сельское хозяйство является основным видом производственной деятельности в Эритрее, разделение труда находится под влиянием обычаев. Участие женщин в сельскохозяйственном производстве имеет жизненно важное значение. Но определенные задачи, такие, как вспашка и посев, выполняются только мужчинами. Животных, обычно, пасут мальчики. А девочки помогают приносить воду и дрова для домашнего хозяйства.

Положение женщин и мужчин 

Поскольку эритрейское общество по-прежнему находится под сильным влиянием традиционных принципов. И положение женщин во многих общинах уступает статусу мужчин. 

Считалось, что освободительная война, в которой женщины-борцы служили бок о бок с мужчинами, изменила статус женщин. Однако, культура гендерного равенства EPLF не проникла глубоко в эритрейскую патриархальную культуру. 

Тем не менее, благодаря государственной политике модернизации и гендерной осведомленности, в статусе эритрейских женщин постепенно происходят изменения.

Этикет

Эритрейцы гордятся своим трудолюбием и стойкостью, а также проявляют большую социальную ответственность. Уважение к старшим и авторитету имеет глубокие корни. 

По сравнению с городским населением Асмэры, крестьянство придерживается более жесткой социальной дисциплины в отношении открытых, публичных привязанностей между двумя людьми противоположного пола. Однако, мальчики и мужчины часто держатся за руки в знак дружбы.

Все традиционные блюда едят только правой рукой и без использования столового серебра. Левая рука считается нечистой.

Религиозные убеждения

Население почти поровну разделено на христиан и мусульман, при этом христиан немного больше. Кроме того, среди группы Кунама есть приверженцы традиционных верований. 

Православная христианская традиция в Эритрее восходит к четвертому веку. И православное христианство является неотъемлемой частью культурного выражения тигриньи. Также, здесь представлены католицизм и лютеранство. 

Некоторый синкретизм с традиционными верованиями встречается как у христиан, так и у мусульман. Правительство критиковали за дискриминацию и преследование Свидетелей Иеговы в стране.

Религиозные деятели

Все эритрейцы либо христиане, либо мусульмане – за исключением нескольких последователей традиционной религии среди кунамы. Таким образом, религиозные деятели являются официально признанным духовенством и улемами соответственно. Поскольку сельская эритрейская община глубоко религиозна, духовенство и улама занимают влиятельное положение в повседневной жизни своих последователей.

Ритуалы и святые места 

Поскольку христианство и ислам в равной степени признаны государством, соблюдаются основные религиозные праздники обеих конфессий, включая христианские и мусульманские праздники. А именно: как западное, так и геэзское Рождество, Крещение, Ид аль-Фетир, Страстную пятницу и геэз. Пасха, Ид аль-Адха и Мевлид Эль-Наби.

Верования и обычаи, касающиеся смерти, похорон и загробной жизни, следуют некоторым нормам двух религий – православного (коптского) христианства и ислама. Однако, обряды похорон могут различаться в зависимости от этнических подгрупп, исповедующих ислам.

Светские торжества

После обретения независимости Эритрея изменила свой календарь с юлианского на григорианский. Но отсчет времени по юлианскому календарю существует неофициально и известен как календарь геэз. 

Официальные государственные праздники: Новый год – 1 января, Международный женский день – 8 марта. А также, Первомай, День освобождения – 24 мая, День мученика (20 июня). Начало вооруженной борьбы (1 сентября) и Новый год геэз – 11 сентября и 12 сентября в високосные годы. А также – празднования Мескеля, или Обретение истинного креста, отмечают 27–28 сентября.

Искусство и гуманитарные науки

Из-за затяжной освободительной войны возникли препятствия для развития гуманитарных и гуманитарных наук. Однако, в пост-освободительной Эритрее появляются некоторые новые художники, которые уделяют внимание борьбе страны за независимость.

Поскольку эритрейское общество крайне бедно, правительству необходимо уделять первоочередное внимание финансированию усилий в области развития, оставляя мало средств для искусства. Однако, определенная поддержка оказывается культурным шоу и выставкам, отражающим культурное разнообразие эритрейского народа. Также, оказывается поддержка экспонатам и шоу, демонстрирующим невзгоды и жертвы тридцатилетней освободительной войны.

Культура Эритреи – довольно самобытное явление. И оно занимает достойное место среди других культурных и этнических институтов планеты.