Культура Гаити

Гаити – название, означающее «горная страна», происходит от языка индейцев таино, населявших остров до европейской колонизации. После обретения независимости в 1804 году это название было принято военными генералами, многие из которых были бывшими рабами. Именно они изгнали французов и завладели колонией, тогда известной, как Сен-Доминго. 

В 2000 году 95 процентов населения были выходцами из Африки, а остальные 5 процентов были мулатами и белыми. Некоторые богатые граждане считают себя французами. Но большинство жителей идентифицируют себя, как гаитяне. И у них сильно развито чувство национализма.

Демографическая ситуация

Население неуклонно росло с 431 140 человек при обретении независимости в 1804 году до 6,9–7,2 миллиона человек в 2000 году. 

Гаити — одна из самых густонаселенных стран мира. До 1970-х годов более 80% населения проживало в сельской местности. И сегодня более 60% продолжают жить в провинциальных деревнях и на приусадебных участках, разбросанных по сельской местности. 

Столицей является Порт-о-Пренс, который в пять раз больше, чем следующий по величине город, Кейп-Аитян.

Языковые нюансы

На протяжении большей части истории страны ее официальным языком был французский. Однако языком, на котором говорит подавляющее большинство людей, является креол, произношение и словарный запас которого в основном произошли от французского, но синтаксис которого аналогичен синтаксису других креолов. С принятием новой конституции в 1987 г. Креол получил официальный статус основного официального языка. Французский был переведен в статус второстепенного официального языка. Но он продолжает преобладать среди элиты и в правительстве, выступая в качестве маркера социального класса и барьера для менее образованных и бедных. 

По оценкам, 5 – 10 процентов населения свободно говорит по-французски. Но в последние десятилетия массовая эмиграция в Соединенные Штаты и доступность кабельного телевидения из Соединенных Штатов помогли английскому языку заменить французский в качестве второго языка во многих слоях населения.

Символизм

Жители придают огромное значение изгнанию французов в 1804 году. Событию, которое сделало Гаити первой независимой страной в мире, управляемой черными, и только второй страной в Западном полушарии, добившейся независимости от имперской Европы. 

Наиболее известными национальными символами являются флаг, цитадель Анри Кристофа и статуя «неизвестного бордового» (Maroon inconnu) – революционера с обнаженным торсом.

Национальная идентичность

В течение века относительной изоляции, последовавшего за обретением независимости, крестьянство развило особые традиции в кухне, музыке, танцах, одежде, ритуалах и религии. Некоторые элементы африканских культур сохранились. Например – особые молитвы, несколько слов и десятки духовных сущностей. Но гаитянская культура отличается от африканской и других культур Нового Света.

Этнические отношения

Гаитяне называют всех посторонних, даже темнокожих посторонних африканского происхождения, блан – «белыми».

В соседней Доминиканской Республике, несмотря на присутствие более миллиона гаитянских сельскохозяйственных рабочих, слуг и городских рабочих, существует сильное предубеждение против гаитян. В 1937 году доминиканский диктатор Рафаэль Трухильо приказал убить примерно от пятнадцати до тридцати пяти тысяч гаитян, проживающих в Доминиканской Республике. Единственным отдельным этническим подразделением гаитян являются сирийцы. Это левантийские эмигранты начала двадцатого века, которые были поглощены коммерческой элитой, но часто идентифицирующие себя по своему происхождению. 

Хлеба насущные

Дефицит питания в стране вызван не недостатком знаний, а бедностью. Большинство жителей хорошо понимают диетические потребности. И существует широко известная система категорий продуктов питания коренных народов, которая очень близка к современной, научно обоснованной классификации питания. 

Сельские гаитяне занимаются натуральным хозяйством. Крестьянки обычно продают большую часть семейного урожая на региональных рынках под открытым небом и используют деньги для покупки продуктов для дома.

Рис и бобы считаются национальным блюдом и являются наиболее часто употребляемой едой в городских районах. Традиционными продуктами питания в сельской местности являются сладкий картофель, маниока, ямс, кукуруза, рис, голубиный горох, вигна, хлеб и кофе. Совсем недавно в рацион была включена смесь пшеницы и сои из Соединенных Штатов.

Лакомые кусочки

Важные лакомства включают сахарный тростник, манго, сладкий хлеб, арахис и кунжутные семечки, приготовленные из расплавленного коричневого сахара, а также конфеты из муки горького маниока. Люди делают грубую, но очень питательную сахарную пасту, называемую рападу.

Гаитяне обычно едят два раза в день: небольшой завтрак из кофе и хлеба, сока или яйца и большой полдник, в котором преобладают источники углеводов, такие как маниока, сладкий картофель или рис. Полдник всегда включает фасоль или бобовый соус. А также, обычно – небольшое количество мяса птицы, рыбы, козлятины. Или, реже – говядины или баранины, обычно приготовленных в виде соуса на основе томатной пасты. Фрукты ценятся как закуски между приемами пищи. 

Люди, не принадлежащие к элите, не обязательно обедают в общине или в семье, а едят там, где им удобно. «Перекус» обычно совершают на ночь перед сном.

Пищевые обычаи в торжественных случаях

Праздничные мероприятия, такие, как крестины, первое причастие и бракосочетание, включают обязательную гаитянскую колу, торт, пряную смесь домашнего рома-клерен. И густой напиток с добавлением сгущенного молока, называемый «кремас». 

Средний класс и элита отмечают одни и те же праздники западной газировкой, гаитянским ромом Babouncourt, национальным пивом Prestige и импортным пивом. Тыквенный суп – буйон едят на Новый год.

Разделение труда 

Как в сельской, так и в городской местности мужчины монополизируют рынок труда. Только мужчины работают ювелирами, строителями, разнорабочими, механиками и водителями. Большинство врачей, учителей и политиков — мужчины, хотя женщины проникли в элитные профессии, особенно – в медицину. 

Практически все пасторы — мужчины, как и большинство директоров школ. Мужчины также преобладают, хотя и не полностью, в профессиях духовного целителя и травника. В домашней сфере мужчины в первую очередь несут ответственность за уход за домашним скотом и садами.

Женщины несут ответственность за домашние дела, такие, как приготовление пищи, уборка дома и стирка одежды вручную. Сельские женщины и дети отвечают за обеспечение дома водой и дровами. Женщины помогают с посадкой и сбором урожая. 

Институт семьи и брака

Законный брак распространен среди элиты и среднего класса. Тем не менее, около сорока процентов неэлитного населения вступает в брак. Однако, с законным браком или без него, союз обычно считается завершенным и пользуется уважением общества, когда мужчина построил дом для женщины и после рождения первого ребенка. Брак, как правило, пары заключают спустя много времени после того, как семья была создана, и дети начали взрослеть. 

Супружеские пары обычно живут на территории, принадлежащей родителям мужчины. Проживание в собственности семьи жены или рядом с ней распространено в рыбацких общинах и районах, где миграция мужчин очень высока.

Правила этикета

При входе во двор гости-гаитяне выкрикивают onè – «честь». И ожидается, что хозяин ответит respè – «уважение». Посетители дома никогда не уходят с пустыми руками или без кофе, или, по крайней мере, не без извинений. Отказ объявить об уходе считается грубостью.

Люди очень серьезно относятся к приветствиям, важность которых особенно велика в сельской местности. Здесь люди, встречающиеся на дороге или в деревне, часто здороваются несколько раз, прежде чем вступить в дальнейший разговор или продолжить свой путь. Мужчины обмениваются рукопожатием при встрече и уходе. Мужчины и женщины целуются в щеку при приветствии. Женщины целуют друг друга в щеку, а сельские женщины целуют подруг в губы в знак дружбы.

Женский этикет

Молодые женщины не курят и не употребляют никаких алкогольных напитков, кроме как по праздникам. Мужчины, обычно, курят и пьют на петушиных боях, похоронах и праздниках, но не злоупотребляют алкоголем. По мере того, как женщины стареют и начинают заниматься мобильным маркетингом, они часто начинают пить клерен-ром и нюхать табак – или курить табак в трубке или сигарах. Мужчины более склонны курить табак, особенно сигареты, чем употреблять нюхательный табак.

Женщины и особенно мужчины обычно держатся за руки на публике в знак дружбы. Посторонние обычно ошибочно принимают это за гомосексуальность. Женщины и мужчины редко проявляют привязанность к противоположному полу публично, но проявляют нежность наедине.

Религиозные верования Гаити

Официальной государственной религией является католицизм. Но за последние четыре десятилетия протестантская миссионерская деятельность сократила долю людей, считающих себя католиками, с более чем 90 процентов в 1960 году до менее 70 процентов в 2000 году.

Гаити славится своей популярной религией, известной своим последователям как «служение Ива», но упоминаемой в литературе и внешнем мире как вуду – водун. Этот религиозный комплекс представляет собой синкретическую смесь африканских и католических верований, ритуалов и религиозных обрядов, а его последователи – севите продолжают оставаться членами католического прихода. Во внешнем мире вуду долгое время считалось «черной магией». Но водоун на самом деле является религией, специалисты которой получают большую часть своего дохода от исцеления больных, а не от нападения на целевых жертв.

Вуду и католичество

Многие люди отвергли вуду, став вместо этого katolik fran – «чистые католики», которые не сочетают католицизм со служением lwa, или levanjil – протестанты. Распространенное утверждение о том, что все гаитяне тайно практикуют вуду, неверно. Католики и протестанты обычно верят в существование Ива. Но считают их демонами, которых следует избегать, а не семейными духами, которым нужно служить. Процент тех, кто явно служит семье lwa, неизвестен, но, вероятно, высок.

Религиозные практики

Помимо священников католической церкви и тысяч протестантских служителей, многие из которых обучены и поддерживаются евангелистскими миссиями из Соединенных Штатов, в стране множатся неформальные религиозные специалисты. Наиболее примечательны специалисты по вуду, известные под разными именами в разных регионах (хунган, боко, ганган) и называемые мамбо в случае женщин-специалистов. Считается, что женщины обладают теми же духовными способностями, что и мужчины, хотя на практике хунганов больше, чем мамбо. 

Поддержка искусств и литература

Обанкротившееся правительство время от времени оказывает символическую поддержку искусству, как правило – танцевальным коллективам.

Гаитянская литература написана в основном на французском языке. Элита произвела несколько писателей с мировым именем. В том числе Жана Прайса-Марса, Жака Румена и Жака-Стивена Алексиса.

Изобразительные искусства, музыка и танцы

Гаитяне любят украшения и яркие цвета. Деревянные лодки, называемые канте, подержанные американские школьные автобусы, называемые камион, и небольшие закрытые пикапы, называемые таптап, украшены яркой мозаикой. Они имеют личные имена, такие, как Крис Капаб (Способный Христос) и Гра Дью – Слава Богу. Гаитянская живопись стала популярной в 1940-х годах. Тогда в Порт-о-Пренсе проявилась школа «примитивных» художников, поощряемая Епископальной церковью.

С тех пор непрерывный поток талантливых художников возник из мелкой буржуазии. Однако наибольшую выгоду от международного признания получили элитные художники с университетским образованием и владельцы галерей. Существует также процветающая индустрия низкокачественных картин, гобеленов и изделий ручной работы из дерева, камня и металла. Она поставляет большую часть произведений искусства, продаваемых туристам на других карибских островах.

Существуют богатые традиции музыки и танца, но лишь немногие представления финансируются государством.

Культура Гаити многолика и сказочна. И знакомство с ней до сих пор приводит в восторг даже самых маститых исследователей.