Культура Гондураса

Название страны означает «Бездна». Гондурас был так назван Христофором Колумбом во время его четвертого плавания «из-за глубоких вод» в устье реки Тинто-о-Негро у побережья Москито. Региональные традиции здесь очень крепки на юге (Чолутека и Валле) и северном побережье. А также – среди этнических меньшинств. Однако, все люди-жители страны идентифицируют себя с гондурасцами. 

Испаноязычные люди в центре страны наиболее многочисленны и доминируют в культурном отношении. И они не используют какие-либо специальные названия для обозначения себя или своего региона проживания.

Расположение и география 

Страна имеет площадь 43 266 миль (112 492 квадратных километра). Гондурас находится в центре Центральной Америки. Физическая среда здесь – тропическая, с длинным сухим сезоном (шесть месяцев и более) на юге и во внутренних районах и более коротким сухим сезоном на севере. 

Центр страны изначально был покрыт сосновыми и широколиственными лесами из дуба и других деревьев. Но большая часть соснового леса была вырублена, как и большая часть дубового леса. Дубы вырубали для ведения сельского хозяйства. 

Северное побережье когда-то было, в основном, тропическим лесом. Но большая его часть была расчищена для коммерческих банановых плантаций. 

Северо-восток называется «Москития». Он включает в себя Москитный берег, который на самом деле представляет собой длинную серию пляжей с белым песком и пресноводных лагун. Вдали от побережья Москития имеет один из последних великих тропических лесов, оставшихся в Северной Америке, а также сосновые леса и луга.

Этносы и место их проживания

Различные этнические группы страны живут в определенных условиях. 

Англо-афро-карибские «жители островов залива» живут на островах у северного побережья. Народ гарифуна живет на Карибском побережье Центральной Америки, от Белиза до Никарагуа. Люди мискито и тавака живут в тропических лесах восточных низменностей и на аналогичных землях в соседних районах Никарагуа.

Люди печ и хикаке проживают в некоторых из наиболее удаленных районов центрального нагорья. Народы чорти и ленка живут на пересеченной западной возвышенности. Латиноамериканцы-гондурасцы живут на севере, юге и в центре страны.

Столица Тегусигальпа была выбрана главным городом государства потому, что она находится недалеко от географического центра страны. Город полностью заполняет собой небольшую глубокую долину в верховьях реки Чолутека на центральном нагорье. 

Языковая принадлежность

Испанский – доминирующий национальный язык Гондураса. Первоначально навязанный конкистадорами, он широко распространен в Гондурасе уже более двухсот лет. 

Почти все жители говорят на испанском языке, хотя некоторые, также, разговаривают на английском. Или – на одном из языков коренных американцев. 

Гондурасский испанский имеет отчетливый акцент. Гондурасцы используют некоторые слова, которые не слышны в других испаноязычных странах. И это придает их речи особый характер.

Символизм

Несмотря на войну 1969 года с Сальвадором и напряженные отношения с Никарагуа, народ Гондураса чувствует себя частью более крупной общины Центральной Америки. Здесь по-прежнему ощущается чувство утраты из-за распада Центральной Америки, как нации. 

На флаге страны – пять звезд, по одной для каждой страны Центральной Америки: Гватемала, Сальвадор, Гондурас, Никарагуа и Коста-Рика. Заводские товары маркируются не «сделано в Гондурасе», а «Продукт из Центральной Америки, произведенный в Гондурасе». 

День независимости (15 сентября) совпадает с другими странами Центральной Америки и является довольно спокойным национальным праздником. Но некоторые жалуются, что праздновать независимость от Испании бессмысленно, поскольку Гондурас фактически стал колонией Соединенных Штатов. 

К 1992 году День Колумба стал днем ​​скорби, поскольку гондурасцы начали осознавать всю глубину культурной утраты, нанесенной испанским завоеванием. 

Первомай отмечают парадами и выступлениями. В 1990-х годах национальное правительство сочло этот символ трудового единства угрозой и призвало армию стоять с винтовками перед марширующими рабочими.

Возникновение нации 

Борьбу за независимость от Испании, достигнутую в 1821 г., возглавлял Франсиско Морасан. Он, также, возглавлял сопротивление распаду Центральной Америки, который случился в 1830 г. 

В 1855 году североамериканские воины удачи (флибустьеры) во главе с Уильямом Уокером попытались превратить Центральную Америку в колонию Соединенных Штатов. Они удерживали Никарагуа до тех пор, пока в 1857 году не были изгнаны никарагуанскими регулярными войсками и добровольцами. В 1860 году Уокер неудачно вторгся в Гондурас, в Трухильо, где он вскоре предстал перед армейской расстрельной командой. 

После 1911 года банановые компании США доминировали в политике Гондураса. Фруктовые компании могли даже выбирать местных президентов. И уже в 1970-х годах были достаточно влиятельными, чтобы отказываться платить более высокие налоги, введенные военным правительством на экспорт бананов. Один из руководителей американской фруктовой компании в своем письме от 1920 года описывает, как легко можно подкупить гондурасских политиков и доминировать над ними. 

Национальная идентичность

Из-за отношений Гондураса с Соединенными Штатами национальная культура часто противопоставляется культуре США. Гондурасцы чувствуют родство с другими латиноамериканцами и жителями Центральной Америки. Хотя, это смешано со страхом и негодованием в отношении некоторых соседних стран, особенно – с Сальвадором и Никарагуа.

Испанское завоевание было жестоким эпизодом геноцида и рабства в истории Гондураса. Оно породило появление в стране людей со смешанным европейским, коренным американским и африканским происхождением. Во многих латиноамериканских странах есть похожая крупная этническая группа, называемая метисами или креолами. Но, что необычно в Гондурасе – испаноязычные люди смешанного происхождения, составляющие около 88 процентов населения, гордо называют себя «индиос» – индейцами. Прочие гондурасцы называют коренные народы indígenas – туземцы, а не indios.

Еда в повседневной жизни

Фасоль и кукурузные лепешки являются основой рациона гондурасцев. Фасоль, обычно – жареная, а лепешки маленькие, толстые и обычно изготавливаются вручную. В идеале их едят в теплом виде. Обед сельскохозяйственного рабочего может состоять лишь из большой стопки лепешек, нескольких ложек фасоли и небольшого количества соли. Идеальная еда включает жареные бананы, белый сыр, рис. А также, жареное мясо, разновидность густого полусладкого крема, называемого мантекилла, яичницу-болтунью, салат из капусты и помидоров или ломтик авокадо. А также – чашку сладкого кофе или безалкогольный напиток в бутылке. Эти блюда подаются в ресторанах и дома на завтрак, обед и ужин круглый год. 

Подорожник и маниока являются важными продуктами питания на большей части территории страны, особенно, на севере и в Москитии. 

В стране есть китайские рестораны, принадлежащие недавним иммигрантам. В начале 1990-х годов стали популярными североамериканские рестораны быстрого питания.

Обычаи кулинарии в церемониальных случаях 

Особые и праздничные блюда – это улучшенная версия типичной еды, но с большим количеством мяса. И, возможно – с большим упором на сливки и жареные бананы. 

Рождественские блюда включают торрехас, белый хлеб, пропитанный горячим сиропом, и накатамале. Они похожи на мексиканские тамале, но больше и более влажные, с более студенистым тестом и завернуты в банановые листья.

Базовая экономика 

Около 54% экономически активного населения занято в сельском хозяйстве. Большинство из них – мелкие фермеры, называющие себя «кампесино». Поскольку внутренний продовольственный рынок нерегулярен, кампесино пытаются выращивать кукурузу, бобы и бананы. Достигнув этой цели, они выращивают товарный урожай. В зависимости от того, живут ли они в долине, горах или на побережье. А также – от того, живут ли они рядом с хорошей дорогой, семья кампесино может выращивать товарный урожай кофе и товарные объемы крупного рогатого скота, капусты, помидоров, цитрусовых, кукурузы, бобов – или других овощей. 

Благодаря поставкам пшеницы из Соединенных Штатов цены на продукты питания долгое время оставались низкими в стране. Но они отпугивали фермеров, выращивающих зерновые культуры. Некоторые крупные коммерческие фермеры производят дыни, говядину, кофе и разводят креветки – на экспорт.

Гендерные роли и статусы

Мужчины более заметны, чем женщины, в общественной жизни. Но женщины в стране работали судьями, мэрами больших городов, адвокатами, членами конгресса, членами кабинета министров и руководителями национальной полиции. 

Женщины были особенно активны в религиозной жизни. Чтобы противостоять набегам евангелических миссионеров, католическая церковь поощряет мирян получать духовное образование и посещать изолированные общины для выполнения религиозных служб. Этих людей называют Celebradores de la palabra – «прославители слова». Они проводят мессу. Многие из них – женщины. Женщины, также, управляют магазинами и неправительственными организациями и преподают в университетах. Роли только для мужчин включают закупку и перевозку сельскохозяйственной продукции, строительство, водителей автобусов и такси, а также – большую часть военных.

Положение женщин и мужчин

Жители Гондураса иногда говорят, что их страна – мачистская (или сексистская) страна. По большей части, это стереотип. Большинство мужчин любят свои семьи, терпимо относятся к их поведению. И чутко относятся к женщинам, которые часто работают вне дома или владеют небольшими магазинами. Подростки и молодые люди не подлежат тщательному надзору.

Брак, семья и родство

Брак основан на западном идеале влюбленности. 

Существует несколько официальных правил, запрещающих вступать в брак с людьми разного социального происхождения. Хотя, люди, как правило, женятся на соседях или людях, которых они встречают в школе или на работе. Почти каждый, в конце концов, женится или живет с кем-то и заводит детей. 

Создание семьи – это финансовая борьба для большинства пар, поэтому заработки женщин ценятся. Разводы и повторные браки довольно распространены. 

Моногамия – формальное правило. Мужчина средних лет, который может себе это позволить, может создать отдельный дом с более молодой женщиной. Правда, если их жены узнают об этих более молодых женщинах, большинство сочтут эту идею отвратительной и угрожающей браку.

Религиозные верования 

Католическая церковь является национальной религией, как указано в Конституции. 

Почти все гондурасцы верят в Бога и Иисуса Христа. 

В традиционно католической стране многие люди присоединились к евангелическим протестантским церквям. Люди, обычно, держат свои религиозные убеждения при себе. Но католики могут носить на шее распятие или религиозную медаль. 

У многих людей есть вера в божественную судьбу. И, например, случайная смерть связана с волей Бога, а не с непристегнутым ремнем безопасности или другой физической причиной. 

Высшие классы по-прежнему являются преимущественно католиками, в то время как многие из городской бедноты сейчас евангелисты. 

Газеты подчас публикуют истории о колдовстве. Например, пишут о людях, которые были больны до тех пор, пока целитель не высосал из их тел жабу или осколок стекла. 

Поддержка искусств 

Ряд искусств публично поддерживается в стране через Министерство культуры. А также – за счет продажи билетов, компакт-дисков – и т. д. 

В стране довольно скромная традиция серьезной художественной литературы. Роман Рамона Амайи «Prisión Verde», «Зеленая тюрьма» – пожалуй, самое известное художественное произведение. В нем описываются страдания рабочих на банановой плантации начала двадцатого века.

Графическое искусство

Существует гондурасская школа импрессионистической живописи, любимые темы которой – деревенские уличные сцены. Этот стиль был впервые разработан Антонио Веласкесом из исторической шахтерской деревни Сан-Антонио-де-Ориенте, департамент Франсиско Морасан, в 1950-х годах. Веласкес работал парикмахером в соседнем сельскохозяйственном колледже в Заморано. Он был самоучкой, и гондурасцы называют его стиль «примитивистским». 

Исполнительское искусство 

В Сан-Педро-Сула и Тегусигальпа действуют различные театральные группы. Наиболее важной из них является Национальный театр Гондураса (TNH), созданный в Тегусигальпе в 1965 году. Его директорами были преподаватели различных государственных школ и университетов. 

Другие группы включают Университетский театр Гондураса (TUH) и Гондурасское сообщество театральных актеров (COMHTE), созданное в 1982 году. Эти группы поставили немало хороших пьес. 

В Гондурасе, также, есть Национальная школа изящных искусств, Национальный симфонический оркестр и различные музыкальные школы. 

В стране есть несколько серьезных музыкантов, художников и скульпторов. Но самой известной группой художников может быть рок-группа Banda Blanca, чей хит-сингл “Sopa de Caracol” (Conch Soup) был основан на языке Гарифуна и их музыкальных ритмах. В начале 1990-х группа возглавляла музыкальные чарты латиноамериканской музыки. 

В стране популярны аккордеон, гитара и другие струнные инструменты.

Светские торжества в Гондурасе

День независимости Гондураса приходится на 15 сентября. В этот день по стране проходят марши и патриотические выступления. 

День труда, отмечаемый 1 мая, ознаменован маршами рабочих. 

Во время Страстной недели (за неделю до Пасхи) все желающие отправляются на пляж или реку на пикники и вечеринки. 

В День Креста (Día de la Cruz) в мае в сельской местности люди украшают маленькие деревянные кресты цветами и цветной бумагой. И ставят кресты перед своими домами в ожидании начала сезона дождей. 

Рождество и Новый год отмечают подарками, праздничными угощениями, танцами и фейерверками.

Гондурас – страна контрастов, культура которой соткана из образа жизни нескольких социумов.

Тем не менее, это цельное государство, жители которого обладают высокой самооценкой и четким самоопределением.