Культура Индонезии

Индонезия демонстрирует богатое разнообразие культурных обычаев и продуктов. В отдаленных внутренних регионах Суматры, Калимантана и западной Новой Гвинеи характерна ритуальная речь и местные эпические повествовательные традиции. На Яве и Бали изобразительное и исполнительское искусство находится под сильным влиянием индуистских эпосов Махабхарата и Рамаяна. 

В городах призывы к молитве из мечетей соседствуют с мигающими огнями и яркими звуками городской поп-культуры. Это лишь несколько примеров действительно сложного культурного наследия Индонезии.

Наследие предков

Аура давно исчезнувших индуистско-буддийских империй сохраняется во многих частях Индонезии. Особенно – на Яве, Суматре и Бали. В период с VIII по X века н. э. в центральной части Явы были построены обширные храмовые комплексы – канди. Большинство из них были разрушены и лежали в руинах. Но правительство активно занялось их восстановлением. Остатки первого из великих центральных памятников Явы, шиваитского храма на плато Дьенг, относятся к началу VIII века. Династия Шайлендра, правившая Явой и Суматрой (VIII – IX века), построила великие буддийские памятники Махаяны, в том числе Боробудур. В конце XIX века короли Матарама построили индуистские памятники вокруг Прамбанана. Комплекс, обычно называемый храмом Прамбанан, состоит из шести основных храмов. Три больших, расположенных на западе, посвящены Шиве, Вишну и Брахме, содержат прекрасные статуи. Из трех меньших храмов, расположенных на востоке, в среднем находится статуя Нанди, быка Шивы. 

Буддизм, индуизм, ислам

Между X и XVI веками центр архипелага переместился на восточную Яву. И буддизм слился с индуизмом, который позже уступил место исламу. 

Литература на старом яванском языке (кави) процветала в этот период. Было построено несколько крупных храмовых комплексов. Но ни один из них, однако, не достиг величия Боробудура или Прамбанана. Самым внушительным комплексом из строений этого периода является храм Панатаран возле Блитара. Он был построен на пике империи Маджапахит в XIV веке. 

С господством ислама в XV и XVI веках храмы превратились в руины. А индуистская культура переместилась на Бали, где она сосредоточена и сегодня.

Появление индуистских религиозных представлений

Сейчас считается, что индуизм был занесен в Индонезию не торговцами, как считалось ранее, а брахманами из Индии, которые учили шиваизму и развитию личного бессмертия. Санскритские надписи, относящиеся к V и VI векам, были найдены в восточном Калимантане (индонезийское Борнео), на значительном удалении от международного торгового пути. А также – на западной Яве. Они показывают, что индийские литераторы или их индонезийские ученики пользовались почетом в некоторых королевских дворах. 

Буддизм в Палембанге

Важность Шривиджая-Палембанга как торгового центра и центра практики буддизма в Юго-Восточной Азии была подтверждена арабскими и китайскими историческими источниками, охватывающими длительный период времени. Его собственные записи в виде надписей на старомалайском (малайский язык, написанный индийским шрифтом) почти полностью ограничены второй половиной VII века. Надписи показывают, что правителю служила строго иерархизованный штат чиновников, и что он обладал большим богатством. 

Мусульманские королевства северной Суматры

Иностранные мусульмане вели торговлю в Индонезии и Китае на протяжении многих веков. Мусульманская надгробная плита на востоке Явы имеет дату, соответствующую 1082 году. Однако, более точные свидетельства существования ислама в Индонезии появляются только с конца XIII века, на севере Суматры. К тому времени существовало два небольших мусульманских торговых царства – Самудра-Пасай и Перлак. 

Царская гробница в Самудра-Пасаи, датируемая 1297 годом, полностью написана на арабском языке. К XV веку плацдармы ислама в Индонезии увеличились с появлением нескольких портовых королевств, управляемых местными мусульманскими князьями. Они возникли на северном побережье Явы и в других местах вдоль основного торгового пути, вплоть до Тернате и Тидора на Молуккских островах.

Расширение европейского влияния

Присутствие португальских торговцев на архипелаге было относительно незначительным на Яве XVI века. Но захват Малакки на Малайском полуострове португальцами в 1511 году стало поворотным моментом в истории Индонезии. 

К концу столетия уровень мусульманской индонезийской торговли с Ближним Востоком, а затем и с Европой, был самым высоким в истории. По мере расширения торговли португальцы стремились обеспечить контроль над торговлей с Молуккскими островами – островами специй.

В начале XVII века голландская Объединенная Ост-Индская компания, получив собственный устав, инициировала попытку исключить европейских конкурентов с архипелага, который европейцы называют Ост-Индией. Компания, также, стремился контролировать торговлю, осуществляемую коренными народами Азии, и установить свою собственную коммерческую монополию. 

В XIX в. в Индонезию с ростом урбанизации переехало большое количество голландских инженеров и управляющих. Это породило рост городов и появление в них крупных голландских анклавов.

Годы конституционной демократии

Независимость Индонезии была объявлена 17 августа 1945 года. Это случилось после того, как известие о капитуляции Японии во второй мировой войне было подтверждено официально. И два знаменитых политических лидера, Сукарно и Хатта, провозгласили Индонезию независимой президентской республикой.

Первоначальная федеральная конституция 1949 года в 1950 году была заменена унитарной, но все еще временной конституцией. До проведения первых выборов в 1955 году парламент заполнялся по назначению в соответствии с неформальным соглашением между партиями об их вероятной электоральной силе. Выборы 1955 года подтвердили позиции четырех ведущих политических партий страны.

Памятник под охраной ЮНЕСКО

Боробудур, внесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1991 году, является одним из самых известных буддийских памятников в мире. Этот дворцовый комплекс стоит на холме примерно в 20 милях (32 км) к северо-западу от Джокьякарты. И поднимается на высоту примерно 115 футов (35 метров) от своего квадратного основания. Оно имеет размеры 403 фута (123 метра) с каждой стороны. 

Памятник состоит из нижней конструкции из шести квадратных террас (включая ее основание) и верхней структуры из трех круглых террас, сочетающих в себе древние символы круга для неба и квадрата для земли. В центре каждой стороны квадратных террас расположена лестница, ведущая на следующий уровень. Во внутренней стене на каждом уровне есть ниши со статуями Будды. 

Повествовательная традиция

Индонезия обладает богатым словесным искусством. Большая часть этого материала, например, поэзия дидонг в Ачехе или эпические рассказы текена о Кении Калимантана, передается в устном традиционном исполнении, а не в печатном тексте. 

В значительной степени неписаная традиция чтения выразительных, часто остроумных катренов, называемых пантун, распространена в большинстве малайских областей по всему архипелагу. Некоторые представления pantun являются повествовательными. Например, в традициях кентрунга центральной и восточной Явы структура пантун используется для пересказа религиозных или местных исторических сказок под аккомпанемент барабана. 

Сказки Индонезии 

В центральной части Явы макапат, метрическая и мелодическая форма, используется для представления сказок из древней индуистско-яванской литературы. А также – для передачи историй, изображений и идей из местных источников. Песни могут исполняться сольно или с инструментальным сопровождением. 

Действительно, большая часть традиционной литературы Индонезии формирует основу сложных смешанных представлений. Таких, как рандай Минангкабау на западной Суматре, в котором в церемониальной обстановке сочетаются инструментальная музыка, танец, драма и боевые искусства.

Современная литература

Современная индонезийская литература зародилась в начале 1930-х годов. И была создана небольшой группой молодых писателей, которые создали журнал Poedjangga Baroe («Новый писатель»). Этот литературный журнал издавали на индонезийском языке, а не на голландском. Он был посвящен распространению новых идей и выражений, которые противоречили типу письма, санкционированному колониальным голландским правительством. Под интеллектуальным руководством С. Такдира Алисджахбаны, поэта, романиста и философа, авторы Poedjangga Baroe были привержены делу национализма. Они продвигали идею создания новой, современной Индонезии, свободной от ограничений местных моделей культурного самовыражения. 

Театр 

Большинство старейших театральных форм Индонезии напрямую связаны с местными литературными традициями (устными и письменными). 

Известные кукольные театры сунданцев – ваянг-голек, или пьеса с деревянным стержнем и марионеткой. И ваянг-кулит – кукольная игра в кожаных куклах яванцев и балийцев. Они большую часть своего репертуара черпают из местных версий Рамаяны и Махабхараты. Эти сказки, также, являются исходным материалом для ваянг-вонга (человеческого театра) на Яве и Бали. В нем играют актеры без участия кукол. 

Некоторые представления ваянг-голеков также представляют мусульманские истории, называемые менак.

Танец

Некоторые театральные традиции Индонезии включают танец до такой степени, что их обычно называют «танцевальными драмами». Среди этих традиций ваянг вонг и ваянг топенг (театр в масках) Явы и Бали. А также, балийские пьесы, рассказывающие историю о ведьме Калонаранге. Они являются одними из наиболее широко известных. 

После обретения независимости индонезийские хореографы, прошедшие подготовку в академиях исполнительских искусств страны, хорошо разбираются в западном классическом балете и современном танце, а также, в местных стилях. Как следствие, некоторые из них адаптировали местные танцевально-драматические произведения для современной публики. 

Помимо своей решающей роли в танцевальных драмах, индонезийский танец выполняет множество разнообразных функций – от ритуальных до чисто развлекательных. Энергичные традиции силата (боевых искусств), которыми славятся минангкабау западной Суматры и сунданцы западной Явы, также воплощают в себе элемент танца. Они исполняются под определенный тип музыки и используют традиционные движения и хореографию.

Музыка

Кукольный театр, танцевальная драма и некоторые театральные представления, не связанные с танцем, обычно сопровождаются на Яве и Бали гамеланом. Это перкуссионный ансамбль, состоящий в основном из гонгов, металлофонов, ксилофонов и барабанов. Некоторые ансамбли также включают одну или несколько флейт, цитр, смычковых лютней и вокалистов. Когда они присутствуют, один или два кенданга (барабана) возглавляют ансамбль, подавая сигналы и темп музыкантам. А также – артикулируя движения марионеток или танцоров. 

Певицы, которых на Яве называют песинденами, сидят среди музыкантов и создают настроение для разных частей повествования. Певцы-мужчины, обычно, составляют хор под названием «геронг». В ночных представлениях песинден обычно подшучивает над кукловодом во время комической паузы около полуночи. В это время аудитория также может запросить определенные музыкальные произведения.

Изобразительное искусство

Изобразительное искусство Индонезии, охватывающее скульптуру и резьбу, живопись, текстильный дизайн, вышивание бисером, плетение. А также – многие другие формы. Оно столь же богато, сколь и разнообразно. Некоторые из этих форм были сформированы древними культурами Азии. В том числе – китайской эпохи поздней династии Чжоу (XII – III вв. до н. э.). Также, здесь сильно влияние Индокитая Донг Сон – III век до н. э. Другие – испытали влияние недавних культурных контактов. Такое взаимодействие в сочетании с местным художественным и эстетическим чутьем привело к появлению целого ряда стилей, уникальных для разных народов и регионов страны.

Спорт и отдых

Футбол – один из самых популярных командных видов спорта в Индонезии. Наличие открытых полей с двумя воротами – обычное дело по всей стране. И даже в больших городах дети и другие футбольные энтузиасты находят место для игры. Индонезия выигрывала медали по футболу на нескольких Играх Юго-Восточной Азии.

Многие традиционные виды спорта на архипелаге – это боевые искусства. Пенчак силат, который особенно популярен на Яве и Западной Суматре, включает в себя бой с оружием. Таким, как ножи и палки. В районе Тана Тораджа в Южном Сулавеси сисемба – это форма боя без рук. 

Большинство спортивных зрелищных центров сосредоточено вокруг азартных игр. А петушиные бои распространены на Бали и Калимантане. 

Мадура известен своими гонками на быках.

СМИ и издательское дело

Десятки ежедневных газет выходят в Индонезии, в основном на Яве и Суматре. Большинство из них издается на индонезийском, но есть и на английском языке. 

Среди ежедневных газет с самой широкой читательской аудиторией – Pos Kota, «Городская почта», из Джакарты. А также, Suara Merdeka («Голос свободы») из Семаранга и Sinar Indonesia Baru («Луч Новой Индонезии»), из Медана. 

После ослабления правительственных постановлений в конце XX века большинство основных индонезийских газет стали доступны через Интернет. Государственное издательство Balai Pustaka находится в Джакарте. Многочисленные частные издатели тоже работают в Джакарте. А также – в других крупных городах, в основном, на Яве.

Индонезия – поразительное государство. А ее культура является поистине неповторимым и уникальным социальным образованием земного социума.