Кот-д’Ивуар, который часто называют «жемчужиной Западной Африки», в свое время был образцом экономического процветания и политической стабильности для соседних африканских стран с момента обретения ими независимости в 1960 году.
В пятнадцатом веке французские и португальские купцы, рыщущие здесь в поисках слоновой кости, называли его регион «Берегом слоновой кости» – за изобилие его природных ресурсов. Страна сменила свое прежнее название на «Кот-д’Ивуар» в 1985 году. Ее официальным именем стало «Республика Кот-д’Ивуар» – как отражение французского контроля над страной с 1843 года до года обретения независимости. Сегодня богатая экономика страны контрастирует с ее неспокойным политическим климатом. Продолжит ли Кот-д’Ивуар свою богатую историю социально-экономического развития в этом нестабильном политическом климате – остается неясным.
Демография
Текущая численность населения составляет около 16 миллионов человек. Самая большая группа – это этнические бауле, которые составляют более 23 процентов населения.
К другим значительным этническим группам относятся бете (18 процентов), сенуфо (15 процентов) и малинке (11 процентов). Остальное население состоит из агни – африканцев из других стран, в основном – из Буркина-Фасо, и малийцев. И неафриканцев – в основном, французов и ливанцев.
Из более чем 5 миллионов не-ивуарских африканцев, проживающих в Кот-д’Ивуаре, от одной трети до половины – выходцы из Буркина-Фасо. Остальные – из Ганы, Гвинеи, Мали, Нигерии, Бенина, Сенегала, Либерии и Мавритании.
Темпы роста населения страны, которые, по оценкам, будут увеличиваться на 3,8 процента в год, привели к быстрому увеличению числа молодежи. В результате, почти половина населения страны моложе пятнадцати лет.
Языковая принадлежность
Французский – официальный язык, используемый по всей стране. Однако, здесь существует более шестидесяти родных языков.
Среди ивуарцев говорят на четырех основных ветвях нигеро-конголезского языка, включая ква, атлантический, манде и вольтайский.
Языковые ареалы близко соответствуют четырем культурным регионам нации. Агни и баул, оба языка ква, являются наиболее распространенными языками на юге. На севере наиболее распространены варианты манде и сенофу. Но их, также, можно услышать почти во всех южных торговых районах. Большинство ивуарцев свободно говорят на двух или более языках.
Французский и английский
Французский язык используется в школах и на работе. И на нем чаще говорят мужчины, чем женщины.
Арабский язык преподается в школах Корана, которые наиболее распространены на севере. На нем говорят иммигранты из Ливана и Сирии.
Многие ивуарцы понимают английский, который преподается в средней школе и в Национальном университете Кот-д’Ивуара. Но английский не является предпочтительным языком даже для образованных людей.
Почти половина взрослого населения грамотна.
Символизм
Самым известным символом Кот-д’Ивуара является его национальный герб. На нем изображен щит с изображением головы слона, окруженный двумя пальмами, с восходящим солнцем над головой и знаменем со словами République de Côte d’Ivoire под ним.
Флаг страны представляет собой вертикальный триколор оранжевого, белого и зеленого цветов. Оранжевый представляет саванны севера, зеленый – леса юга. А белый – единство.
Государственный гимн страны – L’Abidjanaise, что означает «Привет, о Земля надежды».
Немного истории
О ранней истории Кот-д’Ивуара известно очень мало. Еще в 1 году н. э. территория, которая сейчас называется Кот-д’Ивуар, стала местом слияния различных африканских народов.
Между четырнадцатым и восемнадцатым веками, по мере того, как королевства развивались и падали, многие этнические группы переселялись и постоянно обосновывались в регионе.
Франция установила свой первоначальный контакт с Кот-д’Ивуаром в 1637 году. Ав восемнадцатом веке в страну вторглись две родственные группы: аньи и бауль.
В 1843 и 1844 годах французское правительство подписало договоры с королями регионов Гранд-Бассам и Ассини, взяв их территории под французский протекторат. Французы постепенно расширяли территорию, находившуюся под их контролем. До тех пор, пока они не стали доминировать в 1915 году над всей современной территории страны.
Национальная идентичность
С момента обретения независимости народ Кот-д’Ивуара начал развивать национальное самосознание. Большинство жителей сначала считают себя ивуарцами, а затем уже – членами определенной этнической группы. Однако, концепция национальной идентичности сложна. Национальные границы отражают влияние колониального правления в такой же степени, как и политика двадцать первого века, приводя национализм в конфликт с многовековой эволюцией этничности. Каждая из крупных культурных групп Кот-д’Ивуара насчитывает больше членов за пределами страны, чем внутри нее. Это приводит к прочным культурным и социальным связям с людьми в соседних странах.
По большей части полиэтнические группы живут вместе в гармонии с определенными групповыми противоречиями. Между большинством мусульман и коренными народами существует конфликт. А социальная дискриминация по признаку этнической принадлежности иногда практикуется членами всех этнических групп.
Религиозные верования
Конституция гарантирует всем гражданам свободу вероисповедания.
Около 60 процентов населения придерживаются верований коренных народов, 25 процентов – мусульмане и около 12 процентов – христиане (в основном, католики). Только около 3 процентов исповедуют другие религии. В их числе – около 100 000 ивуарцев, которые следуют харризизму. Это уникальное ивуарское ответвление христианской религии, которая проповедует аскетичный образ жизни.
Христианство господствует на юге и в центре страны. Ислам преобладает на севере и северо-востоке. Хотя, многие мусульмане переехали на юг в поисках работы. Системы верований коренных народов распространены по всей стране. И ислам, и христианство были адаптированы к местным религиям различными способами. И многие ивуарцы, принявшие христианство, до сих пор соблюдают ритуалы поклонения духам своих предков. Согласно большинству местных систем верований, духовные существа – создатели, духи предков и духи, связанные с местами и объектами. Они могут влиять на жизнь человека и играют большую роль в религиозном поклонении и практике.
Кухня в жизни
В Кот-д’Ивуаре большую часть блюд составляют зерновые, такие как просо и кукуруза. А также – рис и клубни – например, ямс и маниока.
Ивуарская еда очень острая. И здесь ее едят руками.
Известные блюда состоят из риса с арахисовым соусом с примесью перца, который растет в северной саванне. В местный рацион входит рыба и жареные бананы, подаваемые в прибрежных регионах. Национальное блюдо – футу. Это густая, тяжелая паста-пюре из бананов или ямса, которую едят с острым соусом, тушеным мясом или рыбой.
Вяленая тертая маниока, известная как «гари», является популярной пищей из-за ее способности к долговременному хранению.
Самое популярное кулинарное лакомство Кот-д’Ивуара, «маки», обычно, включает тушеную курицу и рыбу с луком и помидорами.
Любимые напитки селян – пальмовое вино и домашнее пиво.
Кулинарные обычаи в церемониальных случаях
Еда играет важную роль в церемониальных и религиозных обрядах большинства коренных народов. Пиршество и питье используют в церемониях совершеннолетия, религиозных церемониях и похоронах – поминальных службах.
Среди народов акан самым важным из праздников является праздник ямса. Это время благодарения за хороший урожай и возможность вспомнить открытие ямса.
Один из самых известных фестивалей еды в Кот-д’Ивуаре – это Фестиваль масок, который проводится в деревнях региона Мен каждый февраль.
Каждый март карнавал в Буаке наполнен праздниками – и едой.
Классы и касты
Хотя, растущая экономика Кот-д’Ивуара значительно улучшила качество жизни некоторых граждан, существует серьезное финансовое неравенство. Высокий рост населения в сочетании с экономической стагнацией 1980-х и начала 1990-х годов привели к неуклонному снижению уровня жизни в целом. Доступ к земле, жилью, среднему образованию и рабочим местам являются ключевыми факторами социальной мобильности в ивуарском обществе. Это позволяет богатому городскому меньшинству получать большую часть благ общества.
Подавляющее большинство населения бедно. Средний класс Ивуарии по-прежнему составляет меньшинство. В основном, это торговцы, администраторы, учителя, медсестры, ремесленники и успешные фермеры.
Относительное положение женщин и мужчин
Государственная политика поощряет полноценное участие женщин в бизнесе. Но в целом работодатели не склонны нанимать женщин. Их считают менее надежными из-за их потенциальной возможности заберменеть.
Женщины недопредставлены в большинстве профессий и в управленческом секторе в целом. Некоторые женщины, также, сталкиваются с трудностями при получении ссуд. Это потому, что они не могут соответствовать критериям ссуды, установленным банками – включая право собственности на дом и производство прибыльных товарных культур, в частности, кофе и какао. Однако, в формальном деловом секторе женщинам платят наравне с мужчинами.
Мужчины по-прежнему занимают руководящие должности и обладают наибольшей карьерной мобильностью. Как правило – благодаря более высокому уровню образования и связям с другими бизнесменами.
Брак
Ивуарские браки основаны на объединении двух семей. Создание нового дома играет важную роль в свадебных ритуалах.
Правительство отменило полигамию в 1964 году и установило законный возраст вступления в брак на уровне 18 лет для мальчиков и 16 лет – для девочек. Хотя, многоженство является общепринятым образом жизни среди многих коренных этнических групп. Кроме того, правительство не признает принудительный брак или приданое («выкуп за невесту»), выплачиваемое семье матери для узаконивания брака.
Хотя, брачные обычаи меняются и становятся более западными, подавляющее большинство прибегают к традиционным свадебным ритуалам коренных народов.
Развод хоть и не является обычным явлением, социально приемлем среди большинства этнических групп.
Графика
В Кот-д’Ивуаре в изобилии встречаются традиционное графическое искусство. Оно включает скульптуру по дереву, ткачество, изготовление гончарных изделий. А также – изготовление масок, ювелирных изделий, резьбу, скульптуру и живопись.
Все традиционное ивуарское искусство создается в первую очередь для практических целей – обычно, в отношении религии, здоровья или деревенских вопросов.
Ивуарские художники комбинируют традиционные материалы, такие как дерево, слоновая кость, глина и камень. Они используют в произведениях искусства народные сказки, религиозные или мифические элементы. Их искусство часто выходит за рамки нескольких культур.
Многие резчики по дереву Senufo и Baoule занимаются искусством специально для туристов, ищущих сувениры на открытых рынках.
Исполнительское искусство
В Кот-д’Ивуаре исполнительное искусство включает музыку, танцы и фестивали.
Музыка существует почти повсюду. Она – в повседневных делах и религиозных церемониях. Большинство песен поют группами, обычно – в сопровождении традиционных инструментов. Наряду с местными мелодиями коренных народов, ивуарцы исполняют композиции более современной музыки из Европы и Америки. Оркестровые ансамбли Абиджана, исполняющие классическую музыку и уличный рок-н-ролл можно встретить в городах страны.
Традиционный танец присутствует в церемониях и фестивалях и обычно связан с историей или этническими верованиями. Например, танец Senufo N’Goron – это красочный танец посвящения. Для участия в нем молодые девушки надевают веер из перьев и имитируют поведение птиц. Женщины-малинке исполняют танцы Кутуба и Курубисси перед Рамаданом.
Различные традиции в стране объединили маскарад, музыку и танец, как выражение продолжения творения и жизни. И во время этих прездников маска приобретает глубокое культурно-духовное значение.
Культура Кот-д’Ивуара многолика. Ее проявление в скульптуре и музыке может перевернуть понимание африканского образа жизни. Каждый, кто приедет сюда, способен прикоснуться к достояниям республики и увидеть все чудеса древней и новой Африки собственными глазами.