Культура Лесото

Народ басуто гордится своим уникальным наследием, поскольку оно остается поистине африканским. Государственный гимн Лесото – Lesotho Fatse la Bonta’ta Rona (Земля наших отцов). Он подчеркивает наследие предков, имеющее решающее значение для национальной культуры. Таба-Босиу, культурный центр страны, считается местом рождения нации и местом захоронения правителей басуто.  Традиционная племенная музыка и танцы, связаны с временами года и сельскохозяйственным образом жизни. Они составляют важную часть культуры страны. А традиционные изделия ручной работы производятся для использования в качестве сувениров. 

Религия

Христианство – доминирующая религия.  Христиане составляют примерно 90 процентов населения. Католики составляют 45 процентов населения, евангелисты Лесото – 26 процентов. Англиканские и другие христианские группы – еще 19 процентов. Мусульмане, индуисты, буддисты, бахаи и представители традиционных религий коренных народов составляют оставшиеся 10 процентов населения.

Хотя христиан можно найти по всей стране, мусульмане живут в основном на северо-востоке. Большинство исповедующих ислам имеют азиатское происхождение. В то время как большинство христиан являются представителями коренных народов басуто. Многие христиане вместе с христианством практикуют свои традиционные культурные верования и ритуалы. Католическая и Англиканская церкви объединили в своих услугах некоторые аспекты местной культуры. Например, пение гимнов во время богослужений превратилось в традиционный призыв и ответ на сесото, языке коренных народов, а также на английском языке. Религиозные верования коренных народов также влияют на Сонгому, форму традиционной медицины.

Искусство 

Люди басуто в Лесото до сих пор производят многие из тех же текстильных и ткацких искусств. Они создавали все это на протяжении сотен и даже тысяч лет. В стране с тяжелой экономикой люди зависят от продажи ткацких изделий декоративно-прикладного искусства. Здесь нет художественных школ и очень мало художественных галерей. Большинство видов искусства принимает форму производства. В него входят: гончарные изделия, деревянная посуда и инструменты, ковры, гобелены, тканые изделия, вышивка бисером и другие предметы.

Литература 

Один из самых влиятельных писателей из Лесото – Томас Мофоло. Он широко известен своим романом «Чака» 1939 года. Этот роман охватывает беллетризованную историю зулусского воина Чаки. Мопели-Паулюс – еще один автор 20-го века. ОН пишет как на сесото, так и на английском языке. Его романы «Ho tsamaea ke ho bona», «Луна мальчика-одеяла» и «Обращение во тьму» принесли ему известность. Бэзилдон Пета – зимбабвийский журналист. Он  бежал из своей страны после того, как получил угрозы за жесткий журналистский стиль письма и критику в адрес правительства. В настоящее время он работает в Лесото. Другие писатели, чьи произведения широко читаются, – это Саймон Маджара, Закея Д. Мангоаэла, Эверит Лечеса Сегоете, Джозеф И. Ф. Тьокосела, Эдвард Моцамай и Азариэле М. Секезе. Лесото также произвело ряд поэтов, включая Дэвида Кранмера Теко Беренга и Кем Эдварда Нцане.

Bare e nere – литературный фестиваль, проводимый в Масеру. Он чествует писателей в целом. А также поднимает вопросы о роли литературы в более широком контексте политической и социальной нестабильности. Многие из авторов подчеркивали важность свободной прессы. 

Музыка и танцы

Музыка Лесото находится под сильным влиянием музыки окружающих стран и играет важную часть их культуры. Некоторые из традиционных инструментов включают: леколуло, тип флейты, на которой обычно играют мальчики, которые пасут стада. Сетоло-толо – это разновидность челюстной арфы, на которой часто играют мужчины. Струнный томо – струнный инструмент, на котором обычно играют женщины. Вокальная музыка особенно популярна среди народа басуто. Часто выступают хоры. Церкви также являются обычным местом, где собираются хоры и вокальные группы.

Фамо – это лесотанский стиль музыки, в котором используется аккордеон и какой-то тип масляного барабана. Один из самых известных известных музыкантов – Мосото Чакела. Музыкальные стили, такие как регги, квайто, джаз и афропоп, часто звучат по радио. Один из известных джазовых музыкантов – Бхудаза. Лесотанских хип-хоп исполнители составляют: Mapanaki, MoNitta, Kommanda Obbs, Missy, ValidEntry. 

Танцы обычно делятся на мужские и женские. Обычно они исполняются как часть жизненных событий и общественных церемоний: урожай, рождение, бракосочетание, смерть, Рождество и т. д. Один из мужских танцев называется мохобело и включает в себя топанье ногами. Женский танец называется мокхибо. Его танцуют из положения на коленях, двигая плечами и руками. Музыкальные стили, такие как регги, квайто, джаз и афропоп, часто звучат по радио.

Каждый год фестиваль искусств и культуры Мориджа проходит в районе Мориджа в Масеру. Фестиваль начался в 1999 году и теперь разделен на две части. Они проходят по несколько дней: одна в апреле, а другая в октябре. Одна часть фестиваля охватывает драму, традиционные танцы и поэзию. А другая часть охватывает артистические и исполнительские группы и концерты всех музыкальных стилей. Здесь участвуют не только лесотанские музыканты, но и музыканты из других (южных) африканских стран.

Устное народное творчество

Устные истории басото уходят корнями в использование тотемов или семейных од Либоко. А ткаже – хвалебных песен или стихов Литоко и рассказов Лицомо. Либоко относится к именам семейств, кланов или тотемов. В них можно найти ясную историю, философию и происхождение каждой племенной группы. Семейные оды используются для идентификации и отличия одного клана от другого. Литоко вдохновлялись войной и сражениями. В основном они были сосредоточены на великих вождях, которые вели свой народ к победе в битвах и войнах. Они также известны как песни прославления. В них можно найти описания происхождения, исторических событий и даже упоминания о мифических системах верований.

Стихотворение похвалы Мошошо, ставшее широко известным, повествует о битве между Мошошое и Монахенгом. Мошошоу использовал умение и остроумие, чтобы подорвать Монахенг. Бабушки по традиции рассказывали о Litsomo своим внукам вечером, когда те сидели у костра. Эти рассказы использовались в качестве образовательного инструмента, чтобы направлять маленьких детей и предупреждать их о многих вещах.

Традиционная одежда

Традиционно у басуто были разные способы одеваться, в зависимости от возраста человека и / или случая. Традиционно молодые девушки носили шейный платок из глиняных бусинок, известный как сефаха са летсопа.  Платье называлось тхана и банан. По достижении совершеннолетия юбка делалась из тканого волокна из коровьей кожи, известная как mose oa lekoko. Мальчики были одеты в одежду, сделанную из овечьей шкуры треугольной формы. С возрастом эта одежда удлинялась, чтобы покрыть большую часть ног. Мужчин также украшали одеяла из кожи животных. Для вождей это одеяло было сделано из шкур диких кошек или леопарда, известного как лехлози.

Среди других одеял, которые носили мужчины, были сетипе и мокхала. Сейчас одеяла более красочные с геометрическими узорами. Цвета и дизайн характерны для разных регионов страны. Одно из самых знаковых предметов одежды – традиционная коническая шляпа, называемая мокоротло. Говорят, что ее форма была скопирована с горы Килоане, расположенной рядом с Таба Босиу в Лесото. Другие формы головных уборов включают молиха-нёэ и ц’эцэ. Шляпы, сделанные из кожи животных, включают куоане, харэтсана и секола, причем секола традиционно носили воины.