Культура Мавритании

Название страны происходит от латинского Mauretania, что означает «запад». Оно соответственно-созвучно арабскому названию Северной Африки – Магриб. 

Французы оккупировали страну в 1860 году в тесном сотрудничестве с ее религиозными лидерами. Мавритания стала нацией после разрушения королевств Фута Торо и Вало Вало. А также – арабо-берберских эмиратов Трарза, Бракна, Таганет и Адрар. В результате в стране проживают две основные этнические группы: чернокожие африканцы и арабы-берберы. 

Группа чернокожих африканцев включает фулани, сонинке и бамбара. Мауры включают арабских берберов (бейдан) и черных мауров, известных как харатин. 

Харатины – чернокожие африканцы, порабощенные белыми маурами. Белые и черные мауры считают себя арабами. А черные арабы считают себя африканцами. 

Самый важный общий знаменатель для всех жителей государств – суннитский ислам.

Расположение и география 

Площадь Мавритании составляет 400 385 квадратных миль (1 037 000 квадратных километров). Более трех четвертей из них составляют пустыня Сахара и полузасушливая зона Сахеля. Оставшаяся часть расположена вдоль долины реки Сенегал на крайнем юге и юго-востоке. Рельеф представляет собой плато с обширными песчаными дюнами. Климат страны – жаркий и сухой, с частыми песчаными бурями. 

Страна граничит с Сенегалом на юге, Мали на юго-востоке, Алжиром на северо-востоке и Западной Сахарой ​​на севере. В южном регионе большинство людей занимается сельским хозяйством и животноводством. Люди на юге – это оседлые чернокожие африканские фермеры. Живущие на севере люди ведут кочевой образ жизни.

Столица, Нуакшот, находится на берегу Атлантического океана. Он был выбран за год до обретения независимости в 1960 году. Поскольку французы хотели передать власть своим арабо-берберским союзникам, идея иметь в качестве столицы крупные города, такие как Россо или Каэди, была исключена.

Демография 

В результате этнических столкновений между группами проарабизации и чернокожими африканцами власти запретили обсуждение вопросов народонаселения. Это было сделано, чтобы поддержать миф о том, что Мавритания – страна мауров с крошечным меньшинством черных африканцев. 

По последней оценке, численность населения составляет 2,5 миллиона человек. Поскольку рост населения в общинах чернокожих африканцев на юге намного выше, белые арабо-берберы стали меньшинством. Согласно последним оценкам этнического распределения, община харатин составляет от 40 до 45 процентов всего населения. В то время, как белые арабо-берберы составляют 25 процентов, а чернокожие африканцы – 30 процентов.

Языковая принадлежность 

В стране сосуществуют четыре национальных языка. 

Хасания представляет собой смесь арабского и берберского языков и является языком белых мауров и харатин. На пуларе (фулани) говорят на побережье Атлантического океана и в зоне сахели-саванны. На сонинке (сараколле) говорят на границах с Мали и Сенегалом. Волоф широко распространен по всей стране. На бамбара говорят на юго-востоке. 

После обретения независимости французский язык стал официальным языком государства. А в 1965 году арабо-берберский режим сделал арабский язык обязательным в начальном и среднем образовании. Это привело к межнациональной конфронтации из-за национального языка. Столкновения усиливались до 1999 года, когда полковник Маауия ульд Сид Ахмед Тайя решил возродить французский язык и перейти на более ранний арабский. Решимость чернокожих жителей и африканцев противостоять арабизации привела к официальному признанию Фулани, Сонинке и волоф в качестве национальных языков в 1980 году. А также – к созданию национального института для преподавания этих языков в государственных школах. Этот эксперимент был сорван дворцовым переворотом 1984 года.

Символизм

Все мавританцы идентифицируют себя, как мусульмане-сунниты, исповедующие малкитский обряд. И считают, что их общество является самым исламским в Африке. Мавритания – исламская республика, основным законом которой является шариат. Ее флаг – зеленый с желтым полумесяцем и звездами – символизирует ислам. 

Мавританцы считают, что их миссия – продвигать ислам и исламские ценности по всей черной Африке. Поэтому большинство их символов связано с исламом.

Есть три важных религиозных братства и подсекты, лидеры которых считаются носителями сверхъестественного знания: Тджания, Кадрия и Хамалия. 

Предков здесь почитают, кладбища уважают и боятся. Здесь нет национальных памятников, музеев, светских национальных героев, поэтов или художников. Лишь немногие образованные люди знают, что символизируют национальный флаг, национальный гимн и национальный праздник. Некоторые чернокожие интеллектуалы хотят, чтобы национальный день отмечался, как день траура по мученикам этнической чистки 1990 и 1991 годов.

Возникновение нации 

Мавритания не существовала как независимая политическая единица вплоть до 1960 года. Страна была создана колониальной Францией в тесном союзе с арабо-берберской теократией в регионе Трарза. Мотивы создания страны заключались в том, чтобы построить мост между французскими черными колониями в Западной Африке и Алжиром. И чтобы заблокировать экспансионистские устремления сторонников великого Марокко.

Этнический конфликт обострил этническую, племенную и кастовую идентичность. Поскольку французы сговорились сохранить политическую власть исключительно в руках арабско-берберской аристократии, чувство национальной идентичности в стране так и не развилось.

Этнические отношения

В прошлом этнические отношения характеризовались конфликтами и сменой союзов. Более оседлые чернокожие африканцы доминировали на юге. Тогда как, кочевые арабы-берберы контролировали север пустыни. Различные общины могли функционировать без контакта друг с другом. 

Постепенно засуха и последующая деградация окружающей среды подтолкнули кочевников на юг. В результате, возникли конфликты из-за сокращения ресурсов. С созданием государства конкуренция за политическую власть и доступ к государственным фондам, рабочим местам и привилегиям усугубила эту ситуацию. В 1989 году этнический конфликт перерос в открытое насилие. Западноафриканские и чернокожие граждане стали мишенью для погромов. Затем Мавритания была втянута в этнический конфликт между правительством Мали и племенами мавров и туарегов. Таким образом, в то время как Мавритания депортирует своих чернокожих граждан в Мали и Сенегал, она принимает беженцев из Мали – мавров и туарегов. 

Основными «поставщиками» арабского населения в страну являются Ирак, Ливия и Саудовская Аравия. А ФЛАМ, политическая партия чернокожих, базируется в Сенегале.

Урбанизация общества 

Без согласованной национальной политики планирования строительство в современных городах довольно анархично. Таким образом, архитектура в Нуакшоте представляет собой смесь традиционных французских бетонных зданий с испанскими и азиатскими влияниями. Из-за хрупкой и песчаной местности постройки здесь невысоки.

В результате засухи и привлекательности городских центров большинство жителей полностью или частично урбанизированы. Колонизация, быстрая урбанизация, современное образование, технологии и массовые коммуникации привели к возникновению в стране двух культур. Современная элита живет в домах в западном стиле. Они пришли на смену домам с соломенной крышей и палаткам. 

Архитектура и использование пространства 

Дома используются для размещения больших семей и гостей. Даже в современных домах мало мебели и небольшое количество украшений для стен. Во многих домах есть красочные традиционные подушки и циновки, чайники, подносы и ковры. Под стенами расставлены матрасы с традиционными подушками. Любой городской дом обычно открыт для родственников и друзей.

Помимо мечетей, правительственные здания построены в западном стиле. Некоторые арабо-берберы ставят палатки во дворах своих вилл. 

Обычно, в доме нет растений.

Кухня в повседневной жизни

Пища выполняет важные социальные и психологические функции. Люди едят вместе из большой миски или калебаса, используя правую руку. Сначала принято есть, и только после этого – пить холодную воду или простоквашу, смешанную с холодной водой. А также – сок цветка гибискуса или сок баобаба. После обеда и ужина принято пить небольшие стаканы зеленого чая с сахаром и мятой. Чай к столу подают молодые люди, женщины и рабы.

Диета состоит в основном из мяса, проса, риса, рыбы, сладкого картофеля. 

Среди чернокожих африканцев прем пищи – это, в основном, обед. Тогда как у арабов-берберов основная еда – ужин вечером. Завтрак состоит из молока и хлопьев с французским хлебом и маслом. Люди используют много масла при приготовлении пищи. Как и сахара в напитках. 

Еда почти всегда происходит дома. Недопустимо есть с родственниками или в присутствии родственников. А также, есть левой рукой.

Символы социальной стратификации 

Стиль одежды, поведение и речь мавритан продиктованы климатом и этническим наследием. В общинах чернокожих африканцев важно надевать лучшую одежду, чтобы выразить свой социальный статус. Женщины украшают себя золотом, серебром и янтарем, чтобы продемонстрировать свое богатство. Принято несколько раз переодеваться во время вечеринок. 

Люди из высших каст склонны быть тихими и щедрыми по отношению к тем, кто ниже их. Тогда, как представители низших каст склонны быть разговорчивыми, общительными и «жадными», меньше заботясь о стыдливости. В целом, в Мавритании люди добры и гостеприимны к иностранцам.

Религиозные убеждения

Мавритания – на 100 процентов мусульманская страна. Население, в основном, мусульмане-сунниты, принадлежащие к братствам Хадрия и Тияния. Религия здесь – это смесь ислама и местных африканских верований. Люди верят в сверхъестественных духов. Верят, что все вещи и существа имеют собственную жизнь и представляют потенциальную опасность. Соблюдаются табу, а для защиты используются обереги и амулеты.

Ритуалы и святые места 

Ритуалы в стране часто связаны с исламскими молитвами. Гробницы и кладбища считаются святыми местами. Люди избегают посещать эти места в определенное время дня и не рубят дрова возле кладбищ. Некоторые леса и деревья считаются священными. Мавритане используют их для отправления ритуалов исцеления. 

Ежедневные религиозные обряды проходят в мечети или на открытом воздухе. Для более важных еженедельных церемоний молитвы совершаются на открытых полях. Или в больших мечетях в городских центрах.

Смерть и загробная жизнь 

Люди верят, что после смерти они будут осуждены и попадут в ад или в рай.

Умерших людей хоронят прямо в земле без гроба. Кремируют только тех, кто умирает от заразной болезни. 

Среди кочевых арабов-берберов отмечены только могилы святых. После похорон берберы покидают этот район, опасаясь злых духов. 

Похороны у оседлых мавритан часто являются поводом для семейных торжеств. Из-за климата умерших хоронят практически сразу. Тела омывают семь раз, затем заворачивают в белую ткань и несут на кладбище. Умершего помещают в могилу, ориентированную в сторону Мекки. На похороны приходят только мужчины. Обычно, личные вещи умершего раздают бедным.

Светские торжества, литература и искусство

Светских праздников очень мало, за исключением национального праздника 28 ноября и Дня Конституции 12 июля. Некоторые из прозападных элит празднуют Рождество и Новый год. Фермеры празднуют День урожая. Разрозненные семьи пастухов собираются и отмечают сезон дождей обильными трапезами. Отмечается возвращение членов семьи из-за границы.

Художников мало ценят и не поддерживают в Мавритании. Искусство здесь функционально, и его нельзя отличить от ремесла.

Устная традиция страны включает эпосы, рассказы, загадки, головоломки, исламскую поэзию и прозу.

В Мавритании ценят настенные рисунки, картины, некоторые скульптуры, текстиль и керамику. Считается, что у художников есть секретные знания, которые они передают из поколения в поколение.

Люди здесь часто ходят на популярные представления под открытым небом. 

Культура Мавритании представляет собой удивительный конгломерат представлений. И знакомство с ней способно обогатить как профессионального культуролога, так и обычного любителя африканской истории.