Культура Мозамбика

Мозамбик – страна с разнообразным и богатым культурным наследием. В стране гармонично сосуществуют культуры и традиции ислама, христианства и местных вер. Последователи исламской религии, как правило, говорят на суахили и банту. 

Этнические группы составляют большой процент населения и включают Шангаан, Чокве, Маньока, Сена и Макуа. Другие культуры включают европейцев, евро-африканцев и индийцев. 

Даже несмотря на то, что страна может похвастаться разнообразием языков, социальных отношений, художественных традиций, мозамбикцы разделяют общую культуру в своей любви к самовыражению в виде песен, стихов, динамичных танцев и представлений.

Другой общий интерес – это их любовь к футболу. Этот вид спорта является самым любимым спортивным занятием в стране. Футбольная команда Мозамбика регулярно соревнуется с другими африканскими странами и в рамках Португальско-говорящей футбольной лиги, включая Анголу, Португалию и Бразилию.

Язык и религии страны

Официальный язык Мозамбика – португальский, на нем говорят в основном в городских центрах. По всей стране говорят примерно на 40 различных языках, включая диалекты различных групп этнических народов банту. Таких, как макуа, шона-ндау, сена, тонга, яо и ньюнгве.

В Мозамбике существуют группы как по отцовской, так и по материнской линии. Поэтому проследить семейный «анамнез» можно через мать или отца, в зависимости от региона. 

Половина нации все еще придерживается традиционных анимистических верований, часто – в дополнение к традиционной религии. Треть мозамбикцев – христиане, а четверть – мусульмане. 

Музыка и танцы

Музыка и танцы являются важной частью культуры Мозамбика. Они интегрированы во многие местные обычаи. 

Музыка Мозамбика сродни регги и западно-индийскому калипсо. Но здесь, также, можно насладиться другими стилями, такими, как самба, маррабента и босса-нова.

Есть много уникальных танцевальных стилей страны. Например, Чопи – охотничий танец с исполнителями, одетыми в шкуры львов. Мапико – танец Северного Мозамбика, где мужчины носят резные деревянные маски, чтобы отпугнуть духов. Макуа – прыжковый танец, проводимый на высоких ходулях. Ньянга – исполнители Tete одновременно танцуют, поют и играют на свирели.

Танцевальные стили Мозамбика вдохновили поп-звезду Бейонсе, которая отправила труппу танцоров тофу (тряски тела) в страну, чтобы научить свою команду нескольким местным движениям. 

Искусство использовалось как символ сопротивления колониальному правлению в Мозамбике.

Маконде

Одним из самых известных племен Мозамбика, прославленных своим бесстрашием и ритуалами посвящения, являются маконде. Они живут в основном в провинции Кабо-Дельгадо. Племя известно своими масками «мапико», которые используются во время ритуалов инициации. А также, резьбой по красному дереву, черному дереву и слоновой кости, изображающей их богатое культурное наследие.

Маконде татуируют свое тело и затачивают зубы исключительно в эстетических целях. Они также являются опытными мастерами, производящими прекрасную твердую древесину. А также – изделия из нее. В основном, в дело идет красное дерево, черное дерево или железное дерево. Также, маконде славны своими резными изделиями из слоновой кости, которые часто изображают истории ранних поколений.

Макуа, нхау, чопе, ньяса

Женщины макуа из провинции Нампула красят лицо «муциро» – белым экстрактом корня. Они также делают соломенные корзины, циновки и другие изделия. А также – скульптуры из черного дерева и глины. 

Вызывает восхищение ловкость танцоров нхау из провинции Тете. Под звуки громких ударов барабанов они танцуют в огромных устрашающих деревянных масках. Для народа чопе провинции Иньямбане «тимбила» – это одновременно название ударного инструмента и танца. Инструмент похож на ксилофон. Во время танца играют на 23 инструментах разного размера. В Chope также используется «мбира» – щипковый инструмент, сделанный из полосок металла, прикрепленных к полой коробке. 

Музыка очень важна для народа Ньяса, который живет в малонаселенном северо-западном регионе. Они используют духовые инструменты, сделанные из сухих полых калебасов, которые издают звук, похожий на звук трубы. Музыканты в группе играют на инструментах разного размера.

Основные праздники

Помимо национального праздника – Дня независимости 25 июня, в Мозамбике отмечается множество крупных религиозных праздников. Влияние португальских католиков очень велико среди местных христиан. Следовательно, такие праздники, как Рождество и Пасха, отмечаются так же, как и в западных культурах. Точно так же мусульманское население соблюдает исламские святые дни.

Обряды перехода

Как и в большинстве традиционных африканских обществ, обряды перехода очень важны для мозамбикцев. Такая практика варьируется от одной этнической группы к другой. Некоторые группы практикуют обрезание мальчиков в возрасте от десяти до двенадцати лет, чтобы отметить их переход в зрелый возраст. Другие не практикуют посвящение или обрезание для мальчиков. 

Маконде практикуют обряды инициации, которые объединяют молодых людей во взрослый мир через связи с предками и сверхъестественными существами. Обряды маконде включают использование масок.

Обычаи, касающиеся приветствий, посещений, языка тела и свиданий, варьируются от одной этнической группы к другой. В городах распространены приветствия на португальском и английском языках.

Уклад и условия жизни

Мозамбик еще не вышел из-под сильного влияния своей более чем тридцатилетней борьбы за независимость. Влияние колониализма сохраняется и во многих сферах жизни, в том числе в жилищном строительстве. 

«Цементный городок» интегрирует поселения в европейском стиле, когда-то занятые колонистами. «Города тростника» – это африканские поселения, которые их окружают. 

Дома в Мозамбике часто строятся из тростника и глины. В городах многоэтажные квартиры переполнены, в трехкомнатных квартирах иногда проживает до двадцати человек. Электричество и водопровод часто ненадежны в городах и отсутствуют в сельской местности.

В результате войны была разрушена почти половина сети первичной медико-санитарной помощи в стране. Это привело к тому, что многие дети умерли от предотвратимых болезней, таких, как корь. Голод был повсеместным. 

По оценкам, в стране остается один миллион неразорвавшихся наземных мин. С 1995 по 1997 год только в провинции Мапуту девяносто восемь человек подорвались на минах, шестьдесят восемь из которых были детьми.

Семья

В большинстве африканских культур одна сторона генеалогического древа – отцовская или материнская – подчеркивается сильнее, чем другая. В матрилинейных группах, например, генеалогическое древо прослеживается по материнской стороне семьи. Кроме того, собственность передается от одного поколения к другому на основе матрилинейных связей. Родственные узы более важны в африканских обществах, чем в западных. Это отчасти объясняется тем, что земля обычно принадлежит и передается внутри большой семейной группы. В Мозамбике существуют группы как по материнской, так и по отцовской линии. Тем не менее, мужчины обычно решают вопросы, связанные с владением землей.

Хозяйство

Мозамбикцы продолжают заниматься натуральным хозяйством. Сельское хозяйство, которое обеспечивает потребности семьи с небольшим остатком на маркетинг, используют в качестве средства выживания. Мужчины традиционно выполняют начальную вспашку или рыхление, чтобы подготовить землю к посадке. Женщины содержат ферму и несут большую часть ответственности по сохранению и сбору урожая. Женщины, также, несут традиционные обязанности по уходу за детьми, приготовлению пищи и ведению домашнего хозяйства.

Одежда

Во время войны деслакадо – люди, перемещенные в результате войны – часто были голыми и прикрывались корой деревьев. Одежда стала драгоценным товаром и во многих сферах общества ценилась больше, чем валюта. В Мапуту у бельевых веревок стояли охранники. Рубашка стоила столько, сколько рабочий мог заработать в месяц. 

Одежда в западном стиле распространена в стране. Но традиционная одежда, такая, как капулана и головные платки, все еще используется. Капуланы – это квадраты из разноцветной ткани, которые можно носить как юбку с запахом или на верхней части тела. Они также могут служить слингами для младенцев.

Кухня

В некоторых частях Мозамбика мяса мало, но любимыми блюдами являются свинина и дикая свинья, которые обычно готовятся с соусом. Португальское влияние можно найти в кухне Мозамбика в использовании острых соусов. В прибрежном районе популярны продукты рыбной промышленности, особенно креветки и моллюски. Однако основным продуктом питания в Мозамбике, а также в других частях юга Африки, является кукуруза. Mealie pie, например, представляет собой кашицу из кукурузной муки, которая является основным продуктом питания в Южной Африке. 

В периоды ожесточенных конфликтов мозамбикцы зависели от продуктов питания – и от агентств по оказанию помощи. Некоторые собирали лесные ягоды, орехи и гусениц. Многие голодали.

Образование

Во время войны школьные занятия часто проводили под деревьями, без книг и принадлежностей. К 1989 году 52 процента начальных школ первого уровня в Мозамбике были разрушены или вынуждены закрыться. Кроме того, семьи часто не могут позволить себе потерю сельскохозяйственной рабочей силы, чтобы позволить детям посещать школу. 

В 1988 году конфликт настолько нарушил образование, что большинство учащихся в провинции Замбезия не смогли продвинуться дальше первого класса. Люди, вынужденные покидать свои дома – deslocados – часто были слишком голодны, чтобы посещать школу.

Примерно одна треть мозамбикцев старше пятнадцати лет грамотны (умеют читать и писать). Начальное образование является бесплатным, и его посещают 40 процентов детей младшего школьного возраста. Среднее образование платное. Лишь небольшой процент учащихся начальной школы продолжают получать среднее, профессиональное, техническое или университетское образование.

Культурное наследие

Мозамбикцы практикуют различные формы музыки, танцев и рассказывание историй. Африканское искусство используется для передачи обществу духовных посланий, исторической информации и других истин. Самобытное культурное наследие играет важную роль среди различных этнических групп. Чопы, например, являются мастерами африканского фортепиано мбила. Маконде всемирно известны своей резьбой по дереву.

Писатели и художники

Многие африканские писатели и художники – уроженцы Мозамбика. Поэт и художник Руи де Норонья считается отцом современных мозамбикских писателей. Среди других влиятельных писателей и художников – поэт Альбукерке Фрейре. Автор рассказов и журналист Луис Бернардо Онвана (также известный как Аугусто Мануэль). А также, поэт и художник Малагатана Гоуэнья Валенте. Ноемия Каролина Абранчес де Соуза (также известная как Вера Микайя) считается первой мозамбикской писательницей. 

Большая часть литературы Мозамбика, как и другая африканская литература, написанная на португальском языке, является антиколониальной и продвигает традиционные африканские темы.

Занятость

Большинство мозамбикцев для выживания полагаются на мачамбас, семейные садовые участки. От 80 до 90 процентов населения занимаются сельскохозяйственной деятельностью, в основном натуральным хозяйством. Годовой доход на душу населения для мозамбикцев составляет 90 долларов в год. Безработица составляет около 50 процентов.

Спорт

Футбол – самый популярный вид спорта среди зрителей в Мозамбике. Одним из ведущих футболистов Португалии в 1960-х годах был Эусобио из Мозамбика. Во многие другие западные виды спорта играют дети и взрослые, особенно в городских центрах.

Отдых

В городских центрах Мозамбика популярны театр и телевидение. Правительство пыталось продвигать сельский театр. Но эта работа была сорвана в годы войны и не была восстановлена. Детям нравится играть в классики и прятки.

Ремесла и увлечения

Маконде из Мозамбика известны своей резьбой по дереву. В стиле Шетани (Шетани – слово суахили, означающее «дьявол»), резные фигурки высокие и изящно изогнутые со стилизованными и абстрактными лицами и символами. Большинство из них вырезаны из тяжелого черного дерева. Другой стиль резьбы по дереву (называемый уджамаа, или древо жизни) – это постройки тотемного типа. На них изображены похожие на людей люди и лица (представители членов семьи), хижины и предметы повседневного обихода. Такие, как горшки и сельскохозяйственные инструменты. 

Маконде также известны своими горшками для воды. А также – масками, используемыми в церемониях посвящения.

Социальные проблемы

Огромный спектр социальных проблем затрагивает страну, которая так недавно была травмирована войной. Хотя в 1990 году Мозамбик принял демократическую конституцию, сообщения о нарушениях прав человека продолжают поступать. К ним относятся оскорбительное поведение со стороны сил безопасности и неэффективная судебная система. Переход к лучшим экономическим условиям, улучшению здравоохранения и образования, а также гарантия прав человека потребуют времени.

Культура Мозамбика многообразна и своеобразна. И знакомство с ней позволит существенно обогатить свой багаж знаний любому путешественнику.