Культура Никарагуа

Смешение различных культур, имевшее место в Никарагуа, привело к рождению творческой, разнообразной, счастливой и юмористической местной культуры. Несмотря на то, что эта культура почти не известна во всем мире, она способна подарить стороннему наблюдателю чрезвычайно интересный опыт.

Гостеприимство, доброта и дружелюбие никарагуанского народа признают все посетители страны, которые имеют возможность познакомиться с этой нацией лицом к лицу. 

Речь

В своей речи так называемые «ники» (местное сокращение от термина «никарагуанцы») могут быть как коммуникативными, так и сдержанными, в зависимости от обстоятельств. 

Часто в стране используется местный язык. Поэтому никарагуанцы любят говорить, что их язык – «никаньольский», или никарагуанский испанский.

Никарагуа – одна из стран Латинской Америки, где слово «vos» используется вместо «tu» в качестве местоимения во втором лице единственного числа (you на английском языке). В обычных начальных классах никарагуанцы учатся использовать «ту», но повседневная жизнь учит их использовать «вос».

Знак уважения

В качестве знака уважения используется слово «usted». Это латиноамериканский термин, полученный из терминологии кастильской колонии «Vuestra Merced». Пожилых людей называют с приставкой «устед». А вместо использования слов «мистер» или «миссис» никарагуанцы, скорее всего, используют обращение «дон» или «донья». Его ставят перед именем человека. Например – дон Рафаэль, донья София или дон Марио.

Акцент

У никарагуанского акцента есть определенные характеристики, которые легко идентифицировать. Примером может служить то, что никарагуанцы не произносят звук «с» в конце слова. Этот звук заменяется коротким и мягким «х». 

Тональность беседы, используемая во время разговора, отличается в городских и сельских районах. В городских районах тон намного более ровный, гладкий. В то время, как в сельских районах люди, как правило, произносят слоги с более интонационным ударением.

Религиозные праздники

Религиозные праздники в Никарагуа – это шумные, многолюдные мероприятия. Вдохновленные культами святых, здесь были созданы многочисленные танцы, музыка и традиционные песенные интерпретации.

В каждом городе и в каждом городке есть свой святой покровитель, или «Санто Патроно», как их называют в Никарагуа с колониальных времен. Празднества, когда жители каждого города чтят своего святого, называются «Fiestas Patronales». Они продолжаются несколько дней подряд. Эти праздники очень красочные, фольклорные и многолюдные. Они являются настоящим проявлением никарагуанской культуры.

Многие никарагуанцы ходят на такие праздники, потому что это часть традиции. В то же время, немало местных жителей приходят на празднование, чтобы поддержать его религиозный мистицизм.

Музыка и танцы

Музыка и танцы Никарагуа являются продуктом наследия и смеси различных культур коренных племен, европейских завоевателей и африканских рабов.

Несмотря на то, что в каждом регионе есть свои традиции, все никарагуанцы считают себя разделяющими одну культурную самобытность. Вот почему танцы Карибского побережья (которые имеют большое влияние Африки) танцуют и на побережье Тихого океана. А северные танцы так же хорошо исполняются на юге. 

Тихоокеанский регион 

Культура в этой части страны считается смесью местной и испанской культур. В результате здесь существует широкий спектр привлекательной и разнообразной музыки и танцев. 

В Карасо можно услышать музыкальные композиции флейты и барабана. Их исполнение, как правило, сопровождают танцами в испанских костюмах. Это хорошо демонстрирует двойственность местной культуры.

Танцы и музыка, наиболее известные в этом регионе – это Toro Huaco и знаменитые Güegüense o Macho Ratón.

Культура Масая

Основная культурная особенность Масая известна в Латинской Америке, как «метисахе», что представляет собой настоящее смешение культур. Женщины здесь носят так называемый «гюипиль», состоящий из хлопковой рубашки и длинной юбки. Мужчины надевают «котону» – традиционную никарагуанскую рубашку – с белыми брюками, шляпой и сандалиями. 

Танцы здесь представляют собой флирт между мужчиной и женщиной, «переплавленный» в мягкие движения. Музыка под названием «el son nica» состоит в основном из игры на гитаре – типичного инструмента для никарагуанской музыки. Она сопровождается игрой на характерном фольклорном инструменте: деревянной маримабе.

Северная и Центральная Никарагуа 

В горном районе на севере и в центре страны можно легко узнать европейское наследие, принесенное испанскими и английскими предками, населявшими этот район. В этом регионе можно найти такие танцы, как «полька» и «мазурка».

Карибский бассейн

Культура Никарагуа в этом регионе, в основном, выражается танцами и музыкой с выраженным африканским оттенком. Но, также, можно наблюдать здесь культурный вклад коренных индейских племен. Ярким примером стиля танца этого региона является «пало-де-майо», созданное в Блуфилдс. Это энергичный танец, в котором танцоры совершают всем своим телом глубокие чувственные движения.

Слияние местных и прочих латиноамериканских течений

Никарагуанские певцы и авторы песен расширили свой кругозор и на другие хорошо известные латиноамериканские ритмы. Таким образом, здесь можно услышать «кумбии» и «сальсы», рожденные в Никарагуа.

«Fiestas Patronales», упомянутые выше, славятся участием в них филармонических оркестров, которые местные жители называют «chicheros». Музыканты, обычно, играют на двух или трех трубах, кларнете и барабане. А на заднем плане их поддерживают ритмами на большом барабане и тарелках. Музыка, которую они играют, очень энергичная и заразительная.

Современные музыканты

Среди недавних создателей фольклора в Никарагуа выделяются братья Карлос и Луис Энрике Мехиа Годой – композиторы и носители никарагуанской музыки. А также, Дон Отто де ла Роча.

В течение 70-х и 80-х годов, в условиях войны и послевоенного времени, различные стили, включая латиноамериканскую «trova», стали инструментами, которые композиторы использовали для выражения социальной несправедливости. А также – своей надежды на «лучшее завтра», выражением патриотизма и защиты окружающей среды. 

Со временем «трова» стала стилем, используемым во многих художественных произведениях Никарагуа. И поэтому она, также, стала частью культуры страны. В этой категории хорошо известен дуэт Guardabarranco, созданный братьями Катей и Сальвадором Карденалом.

Альтернативный и тяжелый рок также можно считать частью никарагуанской культуры – из-за массового приветствия этого стиля молодыми никарагуанцами, которые сформировали многочисленные рок-группы по всей стране.

Литература

Художественная литература Никарагуа довольно широко представлена и имеет представителей, известных во всем мире.

Первым крупным литературным произведением является никарагуанская комедия «Эль Гуэгуэнсе» или «Мачо Ратон». Она впервые была опубликована в Карасо в XVII веке. Комедия была написана на науатль и кастильском языке. Пьеса создана анонимным автором и представляет собой описание колониальных времен Никарагуа. В пьесе можно найти сочетание местных и испанских элементов. Ее название происходит от главного героя «Эль Гуэгуэнсе». Это имя происходит от слова «huehue», что в переводе с науатль означает «старый». Güegüense использует свою проницательность, чтобы обмануть других персонажей пьесы, которые представлены, как испанские завоеватели. 

Достояние мирового наследия

ЮНЕСКО недавно присвоили театральной пьесе «Эль Гуэгуэнсе» титул «Мастер-спектакль  нематериального достояния человечества». Она представляет собой мирное сопротивление индейцев культурному и авторитарному навязыванию со стороны испанских завоевателей.

Литературное представление Никарагуа в мире опирается на никарагуанского поэта Рубена Дарио (1867-1919). Он известен в латиноамериканской культуре, как одни из создателей модернизма. Его репертуар обширен и воспроизводится на многих языках.

Никарагуа – страна многих поэтов и рассказчиков. В настоящее время в число современных всемирно известных никарагуанских авторов входят Эрнесто Карденаль, Джоконда Белли и Серхио Рамирес.

Культура Никарагуа самобытна и удивительна. Самое яркое ее выражение – музыка и танцы. В то же время, литературное наследие никарагуанских писателей оставило в мировой культуре достаточно глубокий и внушительный след.