Культура Руанды 

Руандийская культура включает не только население Руанды, но и людей в соседних государствах. Особенно – в Конго и Уганде, которые говорят на языке киньяруанда. Важные этнические различия в руандийской культуре между хуту, тутси и тва основаны на представлениях об историческом происхождении групп, а не на культурных различиях. Все три группы говорят на одном языке, исповедуют одни и те же религии и живут на одной территории. Таким образом, считается, что они разделяют общую культуру, несмотря на глубокие политические разногласия. 

К руандийцам в Конго и Уганде относятся, как к беженцам, которые, обычно, сохраняют сильную идентификацию с руандийским национальным государством. Также, они – носители языка киньяруанда, которые на протяжении поколений жили за пределами Руанды. И поэтому имеют отчетливую культурную идентичность в рамках более широкой национальной культуры.

Расположение и география 

Руанда, известная как «Страна тысячи холмов» – горная страна, расположенная на дальнем западном краю Рифт-Валли. И граничащая с Бурунди, Демократической Республикой Конго, Угандой и Танзанией. 

Руанда поднимается от относительно плоских равнин на востоке вдоль границы с Танзанией до крутых гор на западе. И – далее, вдоль континентального водораздела между реками Конго и Нил. От континентального водораздела земля резко спускается к берегу озера Киву, которое образует большую часть границы Руанды с Конго. 

Ряд высоких вулканов образует северо-западную границу Руанды. Горный рельеф продолжается в районе Северного Киву в Конго. Здесь почти половина населения идентифицирует себя, как руандийцы. 

Руанда – самая густонаселенная страна Африки. До войны 1994 года Руанда была одной из самых сельских стран в мире. Но война ускорила быструю урбанизацию, при которой многие беженцы решили не возвращаться в свои сельские дома. И вместо этого поселиться в городах. В первую очередь – в Кигали.

Языки и наречия

Киньяруанда является объединяющим фактором в Руанде, поскольку на нем говорят почти повсеместно. Этот язык тесно связан с кирунди, на котором говорят в Бурунди. А также, с маши, на котором говорят в регионе Южное Киву в Конго. И Киха – на нем говорят на северо-западе Танзании. Киньяруанда является языком банту. 

Менее 10 процентов населения Руанды, также, говорит по-французски. А небольшая часть говорит по-английски. В основном, это беженцы, вернувшиеся из Уганды и Кении. 

Киньяруанда – это основной культурный идентификатор руандийцев, живущих за пределами Руанды.

Символы в культуре

Исторически сложилось так, что три этнические группы Руанды были идентифицированы с различными аспектами экономики: тутси со скотом, хуту с землей и тва с лесами. Каждая группа играла разные роли в публичных ритуалах. И у каждой группы был свой стиль одежды. 

Монархия служила важным объединяющим символом, представляющим интересы всех трех этнических групп. Хуту и ​​тутси также были связаны друг с другом на большей части территории в системе вассальной зависимости от крупного рогатого скота. В ней покровители-тутси поставляли скот клиентам-хуту. Однако, в течение колониального периода монархия потеряла большую часть своей легитимности. Она все больше отождествлялась с меньшинством тутси. А система вассального подчинения крупного рогатого скота стала рассматриваться как система эксплуатации хуту тутси.

Система вассального подчинения крупного рогатого скота была отменена в 1950-х годах. И политики хуту свергли короля в 1961 году. После обретения независимости в 1962 году правительство, состоящее только из хуту, стремилось изобразить Руанду, как страну хуту, подчеркивая аграрные культурные символы. 

Влияние христианства

Христианство стало важным источником национальных символов. И почти все национальные лидеры открыто называли себя христианами. А подавляющее большинство – католиками. С тех пор, как тутси вернулись к власти в 1994 году, были возрождены такие исторические символы, как крупный рогатый скот. И сильная политическая фракция призвала к восстановлению монархии, как средству воссоединения этнических групп страны. 

Национальная идентичность 

Колониальное правление, начавшееся в 1895 году, было основной силой, приведшей к возникновению руандийской национальной идентичности. Немецкие колониальные власти и бельгийцы, сменившие их в 1916 году, фактически считали тутси, хуту и ​​тва тремя отдельными национальными группами. Но колониальная политика привела к большей идентификации с руандийским национальным государством для всех групп. Даже – если они также создали большую этническую принадлежность. 

Колониальные правители помогли руандийской монархии централизовать свой контроль и распространить свою социальную систему на территорию современной Руанды. Они устранили местные социальные и политические вариации, существовавшие в доколониальный период. Создав современные государственные институты в Руанде, колониальные администраторы, также, импортировали идеи национальности, связанные с современным национальным государством. Последующие социальные и политические конфликты вращались вокруг того, как точно определять руандийскую национальность. А вовсе не вокруг признания руандийца, как национальной идентичности, как во многих африканских государствах. 

Еда в повседневности 

Еда в Руанде довольно проста: наиболее распространенными продуктами являются бобы, бананы, сладкий картофель и сорго. Также, широко употребляются молочные продукты. Особенно – традиционный напиток из простокваши. Те, кто может себе это позволить, едят мясо, в первую очередь – говядину, козлятину и курицу. Также, распространены сорго и банановое пиво.

Руандийцы традиционно едят в общественных местах только в церемониальных целях, а в остальном едят только дома. В последние годы табу на общественное питание значительно уменьшилось. И в большинстве городских районов появились рестораны. 

Хотя система кланов в Руанде резко утратила значимость, большинство руандийцев по-прежнему не будут есть тотемных животных, связанных с их кланами.

Кулинарные церемонии и обычаи

Важные события в Руанде всегда связаны с церемониальным употреблением алкоголя и еды, но полноценная еда никогда не подается. Людям, присутствующим на свадьбе или похоронах, официально подают кусок мяса и что-нибудь еще. Обычно – это жареный картофель. 

В центре зала ставится горшок с пивом из сорго с многочисленными тростниковыми соломками. И участники торжества выходят вперед, чтобы принять трапезу. Через толпу проходят калабаши бананового пива.

Также, принято подавать людям еду и напитки, когда они приходят в дом. Отказ от предложенной еды или питья считается серьезным оскорблением. Хозяева обычно потягивают напитки и сначала пробуют еду, прежде чем передать ее гостям. Это делают, чтобы показать, что пища и питье безопасны для употребления и не были отравлены. Посетителям часто дарят еду в качестве подарка, которую они могут взять с собой по завершении визита.

Положение женщин и мужчин 

В доколониальной Руанде – даже несмотря на то, что большинство государственных постов было зарезервировано за мужчинами, женщины обладали некоторой политической и экономической властью. Примером этого является могущественное положение королевы-матери. 

Относительное положение женщин ухудшилось в течение колониального периода и так и не восстановилось полностью. В современной Руанде женщины занимают мало политических постов и имеют ограниченную экономическую власть. Об этом свидетельствуют трудности, с которыми женщины сталкиваются при наследовании земли и собственности. Многие женские ассоциации в последние годы без особого успеха пытались повысить статус женщин.

Отношение к браку

Брак считается основным социальным институтом в Руанде. И принуждение к вступлению в брак и рождение детей очень велики. В отличие от прошлого, сегодня большинство пар сами выбирают себе партнера. Хотя, при этом ожидается одобрение семьи. Брак по этническому признаку между хуту и ​​тутси довольно распространен.

Многоженство, которое когда-то широко практиковалось, стало редкостью. За исключением некоторых сельских районов – таких, как северо-запад. Снижение полигамии сопровождалось резким увеличением количества разводов и повторных браков.

Женщин, рожающих вне брака, когда-то наказывали изгнанием или смертью. 

Институт семьи

Руандийцы считают детей признаком богатства. А рождение детей – важная социальная обязанность. В результате в Руанде самый высокий уровень плодовитости в мире. А руандийские семьи, как правило, довольно большие. 

Руандийские семьи, обычно, живут в односемейных комплексах. Они состоят из нескольких зданий, окруженных живой изгородью или забором. У каждой жены (если их больше одной), как и у пожилых родителей, обычно есть собственный дом на территории. Большая семья мужа, обычно, живет в непосредственной близости. Например – на том же холме или на соседнем холме. Семья жены может, также, проживать поблизости. Или может быть далеко. Но родственники мужа и жены имеют важные, социально определенные отношения с семьей.

Правила этикета

Руандийская культура с ее долгой историей иерархических социальных отношений уделяет большое внимание практикам этикета. Они демонстрируют уважение и подчеркивают социальный статус как внутри, так и вне семьи. 

В семье стулья традиционно предназначены для мужчин. В то же время, другие члены семьи сидят на циновках на полу. 

Сначала едят мужчины, а потом – женщины и дети. 

Посетителям предоставляются лучшие стулья и лучший выбор еды и напитков.

Приветствие 

У руандийцев есть сложная система приветствия, которая варьируется в зависимости от относительного социального положения и степени знакомства встречающих. 

Руандийцы почти всегда обмениваются рукопожатием при встрече с кем-нибудь. Приветствуя кого-то более высокого ранга, человек протягивает правую руку. При этом – одновременно кладя левую руку на правую в знак почтения. 

Близкие друзья и другие люди равного ранга могут обниматься, держа друг друга за плечи. И соприкасаясь головами: сначала с одной стороны, затем – с другой.

Религиозные убеждения

Христианство стало центральной частью руандийской культуры. Более 60 процентов населения – католики. А еще 30 процентов – протестанты. Причем, самые большие протестантские церкви включают пятидесятников, адвентистов седьмого дня, англикан. А также, пресвитериан, свободных методистов и баптистов. 

Многие руандийцы считают, что католическая церковь поддержала приход к власти хуту в конце 1950-х – начале 1960-х годов. И, таким образом, церковь приобрела большое влияние и общественную поддержку среди хуту. С падением монархии большинство связанных с этим религиозных ритуалов закончилось. А на их место пришли христианские ритуалы.

Местные верования

В то же время, большинство руандийских христиан по-прежнему придерживаются определенных религиозных обрядов коренных народов. Почитание предков остается широко распространенным явлением. При этом большинство руандийцев продолжают проводить традиционные похороны и другие традиционные обряды для умерших. 

Целители из числа коренных народов также остаются обычным явлением. 

Два тайных общества, поклоняющихся героям предков, известные как секты Кубандва, сегодня менее распространены, чем в прошлом. Но, тем не менее – распространены достаточно широко. 

Секта Ньябинги находится на севере страны недалеко от границы с Угандой. А секта Лянгомбе – в других частях страны.

Искусство в стране

Правительство Руанды очень мало поддерживает искусство. Правительственные учреждения поддерживают национальный танцевальный отряд, базирующийся в Ньянзе. Есть и несколько других художественных коллективов, финансируемых государством.

В Руанде мало литературных традиций. При королевском дворе существовала традиция устной истории. Но она не получила продолжения.

В стране так же мало графических искусств. Основные из них – декоративное искусство. Это, в первую очередь, корзины и гончарные изделия. Традиций резьбы и росписи в государстве нет.

Музыка и танцы

А вот музыка и танец были наиболее важными видами искусства в Руанде всегда. Как инструментальная, так и вокальная музыка имеют в Руанде сильные традиции. Странствующие инструменталисты больше не являются обычным явлением, как раньше. Но записанная музыка и публичные выступления в клубах стали обычным явлением.

Традиции танцев в Руанде особенно богаты. Обучение молодых тутси при королевском дворе включало обучение боевым танцам. Это обучение включало игру на барабанах и демонстрацию мастерства отдельными танцорами. Упомянутый выше вид танца сохранился после падения монархии, благодаря национальной танцевальной труппе. И данная традиция широко преподается в школах. 

Другие виды танцев играли важную роль в публичных церемониях. И продолжают исполняться на свадьбах и других торжествах.

Руанда исключительно богата своими необычными традициями. И ознакомление с ними пополнит багаж знаний не только об этой стране. Но и даст возможность полнее понять менталитет народов африканского континента в целом.