Культура Сальвадора

Сальвадор – «Спаситель» – был так назван испанскими конкистадорами. Гуанако, вид птицы – такое слегка уничижительное прозвище дано его жителям. Это название используют другие обитатели Центральной Америки и некоторые сальвадорцы.

Месторасположение 

Сальвадор — страна площадью 8 260 квадратных миль (21 040 квадратных километров). Он лежит в Центральной Америке, между Гватемалой и Гондурасом. Горы делят страну на южную прибрежную полосу. Центральные долины и плато. И северные горы. Эти регионы создали небольшие культурные различия из-за разных культур, выращиваемых в каждом из них. Кофе, выращенный в горах. И тростник, выращенный на побережье. Они обеспечивают сельское население оплачиваемой рабочей силой. В центральных долинах выращивают кукурузу и бобы. Их растят для личного потребления и на продажу. 

Большая часть промышленности находится в центре. Там же находится столица – Сан-Сальвадор. Другие крупные города включают Сан-Мигель на востоке и Санта-Ану на западе.

Демография

В 1999 году численность населения оценивалась в 5 839 079 человек. Это делало Сальвадор одной из самых густонаселенных стран Западного полушария. Более миллиона человек мигрировали, начиная с начала 1980-х годов во время гражданской войны. Легальная и нелегальная эмиграция продолжилась высокими темпами. Особенно – после окончания гражданской войны в 1992 году.

Лингвистическая принадлежность

Почти все жители говорят на испанском языке, который принесли конкистадоры. До испанского завоевания этот район был заселен индейцами пипил. Очень немногие сальвадорцы сейчас говорят на языке коренных народов. Он практически исчез после 1932 года. Тогда генерал Максимилио Эрнандес Мартинес подавил сопротивление сельских жителей. Было убито 30 000 крестьян, в основном индейцев. Те, кто пережил Ла-Матанса («резню»), скрывали свою индейскую принадлежность. Они меняли одежду и говорили только по-испански. Некоторые остатки языка пипил остаются в повседневном сальвадорском испанском.

Символизм

Флаг страны состоит из двух синих горизонтальных полос с белой полосой посередине. В центре – герб с надписью «1821», год независимости. У сальвадорцев в Соединенных Штатах часто есть таблички с изображением флага, как символа национальной гордости. С момента обретения независимости синий цвет на флаге символизировал поддержку правящей олигархии. А красный символизировал поддержку коммунизма или сопротивления. 

Консервативные политические партии используют синий цвет в своих знаменах. Либеральная партия, Фронт национального освобождения Фарабунды Марти – использует красный цвет. А централистские партии используют синий или зеленый цвета. Но во время гражданской войны обе стороны пели национальный гимн.

Этническая принадлежность

Сальвадорская национальная идентичность состоит из смеси местных и испанских влияний. Они выражены в еде, языке, обычаях и религиозных верованиях.

Индейцы находились в самом низу социальной иерархии в колониальные времена. И подвергались резне и эксплуатации вплоть до двадцатого века. Девяносто семь процентов населения Сальвадора в настоящее время составляют «метисы». Однако те, кто имеет более коренные черты, подвергаются некоторой дискриминации И их называют уничижительными терминами «индиос» (индейцы). Или «негры» – черные.

Кулинария, как часть культуры

Кукуруза является основным продуктом питания. Ее чаще всего превращают в толстые лепешки, которые едят при каждом приеме пищи. А также подают в виде тамале и в густом кукурузном напитке, называемом атол. Маленькая красная фасоль является другим основным продуктом. Едят здесь разнообразные фрукты и овощи. В том числе манго, папайю, тамаринд, апельсины. А также – бананы, арбузы, огурцы, пакайо, салат, помидоры и редис. 

Сальвадорцы, также, едят рис, яйца, курицу, свинину, говядину, рыбу и морепродукты. А также, немного дичи. Кофе является наиболее распространенным напитком. Не менее популярны фруктовые напитки с высоким содержанием сахара. Элоты (молодую кукурузу) едят в сентябре до того, как кукуруза затвердеет. 

Общепит и праздничная еда 

Рестораны чаще всего представляют собой кафетерии, комедоры. Здесь еду заказывают по меню возле кухни или фуршета. А официантки приносят еду к столу. 

В городах есть рестораны быстрого питания, которые подороже. И вовсе дорогие рестораны, где еду заказывают из меню за столом.

Тамале часто едят по особым случаям. Как и чумпе – индейку, тушеную в соусе.

Классы и касты

Около половины населения живет за национальной чертой бедности. И может купить еду, но не одежду и лекарства. Более половины этих семей живут в условиях крайней нищеты. Порядка 47% населения не имеют доступа к чистой воде.

Разница между доходами самых богатых и самых бедных огромна и увеличивается. Беднейшие 20% получают только 2% национального дохода. Тогда как самые богатые 20% получают 66%. Различие между богатыми и бедными больше не является этническим. Ведь подавляющее большинство населения теперь составляют метисы (около 97 процентов).

Относительный гендерный статус 

Женщины также начали понимать, что революция не может положить конец неравенству в обществе, не решив проблему неравенства между мужчинами и женщинами. В каждом из пяти отделений ФНОФМ есть свои женские организации. В этих организациях женщины боролись за право женщин работать вне дома. За кредиты для женских кооперативов и малых предприятий, принадлежащих женщинам. Образование. Медицинскую помощь. И экономическую поддержку детей.

Мужчины и женщины: неравенство

Число отцов, бросающих семьи, увеличилось после войны. А экономическая поддержка детей по-прежнему остается редкостью. Семьи, возглавляемые одинокими женщинами, часто живут в условиях крайней нищеты. И женщины вынуждены работать за низкую заработную плату. Средняя заработная плата женщин на 28 процентов ниже, чем у мужчин. И почти треть девочек в возрасте до шестнадцати лет работают, чтобы содержать семью. Женщины также недостаточно представлены в политике.

Насилие по отношению к женщинам имело место во время войны. И продолжает расти угрожающими темпами. После подписания мирных соглашений увеличилось количество насильственных преступлений, включая убийства и изнасилования. Говорят, что распространено домашнее насилие, наряду со злоупотреблением алкоголем.

Институт брака

Среди бедняков брак — это решение пары. Самый распространенный вид брака — неофициальный. Мужчина и женщина заводят домашнее хозяйство и рожают детей. Причем – без гражданской или церковной службы. Эти союзы признаются законом, но могут быть легко разорваны. Однако, мужчины теперь обязаны содержать детей, зачатых в гражданском браке. А также – зачатых с женщинами, с которыми у них нет официальных отношений.

Брак, заключенный в церкви, считается необратимым действом. И многие люди ждут, пока у них не появятся дети, чтобы жениться. Парам должно быть по 18 лет, чтобы вступить в брак, если женщина не беременна. Или уже не имеет детей. Как в гражданских, так и в религиозных браках закон о разводе требует разделения и причины. Католическая церковь и многие евангелические церкви никогда не одобряют развод.

Семейные отношения

Домашняя единица обычно состоит из супружеской пары и их детей. Хотя, в домохозяйстве могут проживать и другие родственники. Мужчина номинально является главой семьи. Но женщины, особенно в более бедных семьях, часто оказывают экономическую поддержку своим детям. Большую часть семей возглавляют одинокие женщины.

Расширенная семья очень важна в национальной культуре. Женщина может рассчитывать на поддержку своих кузенов. А также – дядей, теток, бабушек и дедушек с обеих сторон. Семейный кодекс признает важность расширенной семьи. И требует, чтобы различные категории родственников поддерживали родичей. Поддержка выражается едой, одеждой, жильем, медицинским обслуживанием и образованием. 

От одного из супругов может потребоваться выплата алиментов другому. Бабушек и дедушек могут попросить поддержать внуков – и наоборот. Родители должны содержать своих детей. А братья и сестры могут быть обязаны платить алименты своим братьям и сестрам.

Этикет

Уважение к пожилым людям выражают здесь от молодых людей. А к лицам с более высоким статусом – от людей с более низким. Это включает в себя использование титулов уважения перед именами людей. И использование формального «вы» – usted. Женщины должны проявлять уважение к мужчинам. Не должны повышать на них голос. И должны подавать им еду по требованию. Приветствие необходимо даже при входе в магазин. А в небольших городах и населенных пунктах – при встрече с кем-либо на улице. Отказ приветствовать человека считается оскорбительным.

Религиозные убеждения

Сальвадор на 75 процентов состоит из католиков. Но в нем растет протестантское движение. Католическая церковь вернулась к своей традиционной консервативной позиции после окончания гражданской войны. Среди протестантских конфессий наибольший рост наблюдается у пятидесятников. А также – у фундаменталистских сект, называемых евангелическими церквями. Есть ряд причин для роста евангельских церквей в последние два десятилетия двадцатого века. Во-первых, католики часто подвергались правительственным репрессиям за их «подрывную» деятельность в базовых христианских общинах. В то же время евангелисты были в безопасности от правительственных репрессий. Во-вторых, евангельский акцент на личном обращении считается аполитичным. Наконец, небольшие евангелические церкви дают своим членам сильное чувство общности и семьи.

Религиозные практики

Католическая церковь разрешила более широкое участие религиозных мирян. Но возможности лидерства среди мирян ограничены. В евангелических церквях у неспециалистов больше возможностей подняться до руководящих должностей. Такие должности доступны только мужчинам.

Католики посвящают девять ночей молитве за умерших. Это делают, чтобы души умерших могли очиститься. И подняться из чистилища на небеса.

Литература

Сальвадорское литературное производство в конце двадцатого века было связано с пересмотром национальной истории. Известные произведения включают романы и поэзию Манлио Аргуеты. Поэзию Роке Далтона. И рассказы Хосе Мари Мендеса. Страна страдает от нехватки издательских средств.

Графические искусства и музыка

Деревня Ла-Пальма прославилась художественной школой, основанной Фернандо Льортом. На различных деревянных предметах яркими красками написаны изображения горных деревень, кампесинос и Христа. Город Илобаско известен своей керамикой. А Сан-Себастьян – своим текстильным искусством.

Большая часть музыки на сальвадорском радио – стандартная поп-музыка. Ее транслируют из США, Мексики и различных стран Латинской Америки. Но есть небольшое андеграундное движение народной музыки. Оно черпает вдохновение из текущих событий в Сальвадоре.

Культурные традиции Сальвадора уникальны и многогранны. И они придают стране неповторимую индивидуальность.