Сомали была известна древним египтянам, как Земля Пунт. Они ценили его деревья, из которых производились ароматические смолы, смолы ладана и мирры. Пунт, также, упоминается в Библии, и древние римляне называли его мысом Ароматика. Сомали названа в честь легендарного отца сомалийского народа Самаала (или Самале).
Сомалийцы имеют общий язык – сомалийский, и большинство из них являются мусульманами суннитского толка. Сомалийцы, также, живут на севере Кении. А также, в районе Огаден на востоке Эфиопии. И в Джибути, к северо-западу от Сомали.
Несмотря на национальные границы, все сомалийцы считают себя одним народом. Это единство делает их одной из крупнейших этнических групп Африки.
Месторасположение
Сомали находится на внешней окраине полуострова Сомали, также называемого Африканским Рогом, на восточноафриканском побережье. Он омывается на севере Аденским заливом, на востоке – Индийским океаном. На юго-западе – граничит с Кенией. А на западе и северо-западе – с Эфиопией и Джибути.
Площадь Сомали составляет примерно 246 200 квадратных миль (637 658 квадратных километров), что примерно равно размеру Техаса. Его береговая линия простирается примерно на 1800 миль (2896 километров).
В Сомали жарко в течение большей части года, с двумя влажными и двумя засушливыми сезонами. Растительность – как правило, скудная, за исключением района между реками Джубба и Шабил на юге центральной части Сомали.
Столица государства
Портовый город Могадишо на юго-востоке Сомали в Индийском океане – крупнейший город и традиционная столица Сомали. Могадишо был в значительной степени разрушен в ходе боевых действий между кланами во время гражданской войны 1990-х годов. В 2000 году собрание Сомали проголосовало за то, чтобы сделать Могадишо новой президентской базой. Но, также, они перенесли другие правительственные функции в город Байдоа, к северо-западу от Могадишо – до тех пор, пока не будет восстановлена столица.
Языки и наречия
Все сомалийцы говорят на сомалийском государственном языке. В афро-азиатской языковой семье сомали является восточно-кушитским языком. Сомали не стал письменным языком до января 1973 года. Общий сомалийский – самый распространенный диалект. Но в стране, также, говорят на прибрежном сомалийском и центральном сомалийском языках.
Сомалийцы часто используют игру слов и юмор в повседневном общении.
На арабском, языке Корана, говорят и читают в религиозных целях. Небольшой процент сомалийцев также говорит по-итальянски, а все большее число – по-английски. Образованная молодежь из зажиточных городских семей может говорить на пяти и более языках.
Важные символы
Наиболее широко известный символ – верблюд, потому что он обеспечивает транспорт, молоко, мясо, доход и статус большинству сомалийцев.
Другими символами Сомали являются пятиконечная белая звезда на сомалийском флаге. И полумесяц, который представляет новолуние и является универсальным символом исламской веры. Каждая точка звезды представляет землю, на которой проживает сомалийский народ. А именно: часть в пределах национальных границ, когда-то разделенная на две территории, итальянскую и британскую. Регион Огаден в Эфиопии. Северный пограничный округ Кении. И Джибути.
Сомалийцы надеются, что однажды все эти территории могут стать единой сомалийской нацией.
Леопард считается национальным символом Сомали. Два африканских леопарда украшают национальный герб – белую пятиконечную звезду на голубом щите с золотой каймой.
Этнические взаимоотношения
Около 95 процентов населения Сомали – этнические сомалийцы. Их отношения с небольшим процентом арабов, индийцев, пакистанцев, азиатов, европейцев и смешанных групп, проживающих в Сомали, в целом мирные. Считается, что сомалийцы с историей колонизации британцами, французами и итальянцами опасаются иностранцев, даже опасаясь возможной новой колонизации. Однако, мирные жители Сомали приветствовали прибытие войск ООН во время операции «Восстановление надежды» в начале 1990-х годов. А большинство сомалийцев приветствуют международных сотрудников по оказанию помощи, которые стали частью повседневной жизни в Сомали после гражданской войны.
Кулинария повседневности
Молоко верблюдов, коз и коров – основная пища сомалийских пастухов и кочевых семей. Молодые люди, пасущие стада верблюдов в сезон дождей, могут выпивать до десяти литров молока в день. Стареющих верблюдов могут закалывать на мясо. Особенно – когда ждут гостей на праздник, а жирный верблюжий горб считается деликатесом. Мясо овец и коз, в том числе печень, также популярно. Но мясо подают только несколько раз в месяц, обычно по особым случаям.
Дурра (зерно сорго), мед, финики, рис и чай – другие основные продукты питания кочевников. Фермеры на юге Сомали выращивают кукурузу, фасоль, сорго, просо, тыкву, некоторые другие овощи и фрукты. Вареное пшено и рис являются основными продуктами питания, но рис необходимо импортировать. Самый популярный хлеб – это мууфо, лепешка из молотой кукурузной муки.
Обычаи питания – простые и церемониальные
Дома принято, чтобы женщины сначала обслуживали мужчин. А затем ели вместе с детьми после того, как мужчины закончили трапезу.
Сельские сомалийцы едят, черпая пищу из миски первыми тремя пальцами правой руки или ложкой. Как и во многих других мусульманских и африканских культурах, левая рука считается нечистой, потому что она используется для мытья тела. Свернутый банановый лист также можно использовать для черпания. Городские сомалийцы могут использовать столовое серебро во время обеда. Но многие по-прежнему любят есть пальцами.
Свадьбы, рождение ребенка, обрезание, исламские и светские праздники требуют празднования с едой. Семьи забивают животных, пекут хлеб и готовят еду для гостей и бедняков, которых часто приглашают присоединиться к празднованию.
Классовое неравенство
Самаалы считают, что их ведущая клан-семья – это Сааб. Клан-семья Сааб разработала кастовую систему, которая присуждает статус различным группам в зависимости от их наследия или рода занятий. Группы низшего сословия среди дигилов и раханвейнов были определены по роду занятий. Самой большой группой были мидгаан (уничижительное имя), которые работали парикмахерами, делали обрезание и охотились. Тумаалы были кузнецами и мастерами по металлу. Ибиря служили гадалками и изготовителями защитных амулетов и талисманов. В конце двадцатого века многие из этих групп нашли работу в больших и малых городах и повысили свой статус. А старые схемы обслуживания определенных кланов в значительной степени исчезли к 1990-м годам.
Положение женщин и мужчин
Ожидается, что сомалийские женщины подчиняются мужчинам и всегда будут выполнять свои обязанности дочерей, жен и матерей. Хотя они не носят мусульманскую чадру, они обычно не общаются с мужчинами в общественных местах. Сомалийские женщины, живущие в городах, особенно получив образование в других странах, одеваются и ведут себя больше как западные женщины.
Получив право голоса в недавно обретшей независимость Сомали, женщины начали проявлять активный интерес к политике. И работали в государственных комитетах и Народном собрании. Они служили в воинских частях и занимались спортом. Возможности получения среднего и высшего образования для женщин расширились до краха правительства в 1991 году.
Институт семьи
Сомалийские браки традиционно считались связью не только между мужчиной и женщиной, но также между кланами и семьями. До недавнего времени большинство сомалийских браков заключались, как правило, между пожилым мужчиной, обладающим некоторым состоянием, и отцом молодой женщины, на которой он хотел жениться. Эти обычаи все еще сохраняются во многих сельских районах в двадцать первом веке. Мужчина платит выкуп за невесту – обычно скотом или деньгами – семье женщины.
Самаалы традиционно вступают в брак вне своей семейной линии. Или, если невеста находится внутри линии, но отделена от мужчины шестью или более поколениями. Saab следует арабской традиции вступать в брак по линии отца, причем двоюродные братья и сестры часто женятся. Сомалийская невеста после замужества часто живет с семьей мужа. А дом и предметы домашнего обихода обеспечивают ее родители. Однако, она сохраняет свою фамилию.
Сомалийские браки
Свадьбы – это радостное событие. Но пара часто подписывает соглашение, дающее невесте определенное количество имущества на случай развода, что является обычным явлением в Сомали. Муж держит ее в доверительном управлении. Традиция призывает жену отказаться от права собственности, если она инициирует развод.
Исламский закон разрешает мужчине иметь до четырех жен, если он может обеспечить им и их детям равную поддержку. Если мужчина трижды повторяет своей жене: «Я развожусь с тобой», пара считается разведенной. Однако, жене предоставляется трехмесячный льготный период на случай, если она забеременеет.
Сегодня многие городские сомалийцы выбирают себе пару по любви и общим интересам, а не соглашаются на брак по расчету.
Этикет
В сомалийском языке су маал обычное приветствие относится к акту доения, предлагая гостю возможность подоить животное и заставить себя что-нибудь попить. Сомалийцы приветствуют посетителей молочным чаем и воскуривают благовония.
Сомалийцы приветствуют друг друга, говоря: «Маалин ванаагсан» – «Добрый день», или «Набад мья?» – «Как дела?». Затем мужчины, принадлежащие к одному клану, обмениваются долгим рукопожатием. Женщины неформально приветствуют друг друга, могут обниматься и целоваться в щеку. Члены неродственных клановых семей не пожимают друг другу руки и не обмениваются поцелуями.
Сомалийцы, также, используют определенные арабские жесты для общения.
Религиозные верования
Религия оказывает большое влияние на жизнь сомалийцев. Сомалийцы – мусульмане-сунниты, исповедующие шафиитский обряд. И тяготеющие большим интересом к суфийскому спиритизму, характеризующемуся пением, кружением, жеванием ката – наркотического листа. И – впадением в транс как способом общения с Аллахом. Они также включают почитание сомалийских святых в религиозном культе.
К повседневной практике ислама добавляется вера в смертных духов, называемых джиннами, которые, как говорят, произошли от падшего небесного духа. Согласно народным поверьям, джинны могут причинять несчастья и болезни, или могут помочь человеку.
Сомалийцы верят, что бедные, слабые или раненые обладают особыми духовными силами, данными Аллахом. Поэтому сомалийцы всегда проявляют доброту к менее удачливым в надежде, что они не будут использовать эту силу во зло против них.
Поэтическое искусство
Сомали издавна известна, как нация поэтов. Сомалийцы, не имевшие до 1970-х годов собственности и не имевшие письменности, развили устную традицию поэзии и рассказывания историй, передаваемую из поколения в поколение. Многие из этих стихов и рассказов были записаны в конце двадцатого века. Популярным новым жанром песен на радио в конце двадцатого века был heello, заимствованный из сомалийской поэзии.
Некоторые темы сомалийской поэзии – это история, философия и политика кланов. А также – похвала или насмешки над людьми или животными.
Вероятно, самый известный сомалийский поэт – духовный и военный лидер Мухаммад Абдулла Хасан, лидер мусульманских дервишей.
Традиционная поэзия
Исламская поэзия – тоже сомалийская традиция. Многие поэты были великими религиозными лидерами и теперь считаются святыми.
Сомалийская исламская поэзия написана на арабском языке, часто – в форме молитвы. Хотя сомалийские поэты творили, по крайней мере, с XII века, наиболее известными сомалийскими исламскими поэтами последнего времени являются Сейлиджи (умер в. 1882 г.), «Шейх Суфи» (умер в 1905 г.) и шейх Увейс Максамед (1869–1905 гг).
Литература
Сомалийская исламская проза, написанная на арабском языке, называется манкаба. Писатели записывают деяния и добродетели сомалийских шейхов или религиозных лидеров, некоторые из которых обладают чудесными способностями. Сомалийцы, также, читают арабскую религиозную классику.
Современный сомалийский писатель Нуруддин Фарах (родился в 1945) стал всемирно известным благодаря своим романам о проблемах африканских женщин и борьбе за права человека в постколониальной Африке. Его романы включают «Из кривого ребра» (1970), «Карты» (1986) и «Подарки» (1992). В 1998 году он был награжден Международной литературной премией Нойштадта.
Исполнительское искусство
Сомалийские пьесы ставились в конце двадцатого века в Национальном театре Могадишо и в небольших театрах других городов. Сомалийцы начали писать пьесы под влиянием британских и итальянских колонистов.
Сомалийские пьесы сейчас пишутся на сомалийском, арабском, английском и итальянском языках. Известный современный сомалийский драматург – Хасан Мумин. Его известнейшие работы – «Леопард среди женщин», 1974 и Contes de Djibouti, 1980.
Сомали богата своими традициями, которые местами сохранились в своем первозданном виде.