Культура Таити

Сильное французское влияние в сочетании с древними полинезийскими традициями создали уникальную культуру. Образ жизни народа Таити полон тепла и любви к островам. Это можно увидеть в музыке, танцах и ремеслах. Исторические и культурные аспекты воспитали ряд влиятельных художников и писателей. Среди которых Поль Гоген, Роберт Стивенсон, Джеймс Митченер и Жак Брель. Концепция маны пропитывает таитянскую культуру.

На Таити мана вызывает жизненную силу, одновременно животворящую и разрушительную, благородную и устрашающую. Даже черный жемчуг, уникальный для этих островов, имеет своего рода ману. Потому что он обеспечивает жизненно важный доход для жителей отдаленных атоллов. Возрождение традиционных татуировок является ощутимым свидетельством того, что таитянские обычаи все еще живы. В Папеэте есть несколько уважаемых тату-студий. На полинезийских островах все таланты сочетаются с природным великолепием, превращая мастерство в форму искусства.

Религия

Древние таитяне поклонялись иерархии богов. Во главе его стоял Таароа. Верховное божество, известное как Тангароа на Островах Кука и Тангалоа на Самоа. Мана, или сила, передавалась от богов каждому человеку в зависимости от его положения в обществе. У высших вождей было так много маны, что их считали богоподобными. Таитяне поклонялись своим богам в мараях (древних храмах или местах встреч), построенных из камней. В каждой семье был небольшой мараэ. Он выполнял те же функции, что и часовня. На центральном марае проводились сложные религиозные обряды. Богам приносились жертвы, иногда включая людей. В основном военнопленных или нарушителей спокойствия. 

Обращение таитян в протестантизм произошло в самом начале истории европейско-таитянских контактов. В 1797 году Лондонское миссионерское общество отправило группу евангельских протестантских миссионеров на остров Таити. К 1830 году подавляющее большинство Таити и все острова Общества были протестантскими. Даже после прихода к власти Франции в 1840-х годах протестантизм оставался религией таитян. По состоянию на 2007 год протестанты составляли около 55% населения, а католики – 30%. Самой крупной протестантской конфессией была церковь Маохи. Службы в протестантской церкви Маохи проводятся на таитянском языке.

Около 6% населения составляли мормоны (члены Церкви Иисуса Христа Святых последних дней). А 2% – адвентисты седьмого дня. Некоторые китайцы на Таити исповедуют буддизм. Пасторы руководят религиозной деятельностью общины. А также – ведут воскресную школу, преподают Библию, проводят свадьбы и похороны и причащаются. Деревенский пастор также является защитником общественной морали. Он может влиять на принятие политических решений. У старейшин есть важная опора власти в церкви. И одна из их основных ролей – помогать пастору в обеспечении общественного контроля.

Ремесла

Изучая рынки и ремесленные мастерские Папеэте, Бора-Бора или Муреа можно увидеть образцы местного ремесла. Волокна винтовой сосны и кокосовой пальмы сплетены для изготовления шляп, сумок, корзин и циновок. В технике аппликации и пэчворк созданы красивые покрывала тифайфай. Из местного дерева вырезаны копья, пазлы и чаши. Даже вулканические породы островов подвергаются творческой обработке. Черный жемчуг, выращенный в лагунах удаленных атоллов, – еще одно сокровище.

Легенда гласит, что Ора, бог мира и плодородия, соскользнул на землю на радуге. Он подарил прекрасной принцессе Бора-Бора черную жемчужину. На рынке Папеэте, в торговом центре Vaima и в гостиничных магазинах легко найти что-нибудь прекрасное в качестве сувенира. 

Танцы и музыка

Искусство танца очень важно для таитян. Традиционные танцы были разработаны, чтобы привлечь любовь, бросить вызов врагу, приветствовать друзей или поклониться богу. У каждого танца была цель и смысл. Однако в 1800-х годах миссионеры, жившие на островах, выступили против традиционных танцев. Этот запрет действовал до 1950 года. Сегодня таитянская танцевальная культура процветает.  Теперь танец  сопровождается гармоничными голосами таитян и громом традиционных барабанов. Современные оркестры используют ударные и струнные инструменты. Среди ударных есть to’ere, фаалете и паху с двумя шкурами, которые бьют палкой. Струнные инструменты состоят из укулеле и гитары. Другие инструменты: ихара, раздвоенный бамбуковый барабан и vivo, носовая флейта. Наконец, всевозможные звуки можно получить, щелкая камнями, из ракушек, используя пену (шестеренку) или кокосы. 

Химэнэ – это нечто среднее между религиозными гимнами и полифоническими таитянскими песнопениями. Основные формы – это химене тарава, химене ру’ау и уте. Первые два уходят корнями в английскую протестантскую литургию и в доевропейский период. Оба типа музыкального выражения обычно восхваляют легендарного бога, известного вождя или животных-защитников. В этих песнях используются очень поэтичные тексты. У каждого острова и района есть свои интерпретации. В таитянских танцах существует четыре вида танца. Отеа: военный танец среди туземцев Таити, предназначенный только для мужчин. Он стал самым известным из таитянских танцев.

Мелодия ​​состоит из ритмических мотивов, называемых пехе. Апарима: в этом танце руки таитянских танцоров воспроизводят историю. Апарима может быть вавой (безмолвной) и состоять из пантомим. Обычно исполняется на коленях и сопровождается ударными инструментами.  The Hivinau: во время этой хореографии танцоры крутятся по кругу. А солист-мужчина произносит фразу, которую принимает хор. Пааоа: этот танец произошел от движений, используемых при изготовлении тапа (разновидность пергамента, сделанного из растительной материи). Танцовщицы и танцоры приседают полукругом. Солист-мужчина озвучивает тему, на которую отвечает хор. Пара встает и исполняет короткий танец в кругу. 

Архитектура

Fare Poteʻe – означает круглый дом. Он назван так потому, что его округлый стиль архитектуры обычно предназначался для вождей и знати. Чем больше дом, тем выше ранг владельца. В убранстве вождя было много больших ковриков из тонкой ткани. Также в интерьере были Нохораа. Это четырехногие деревянные сиденья для высоких рангов людей. В спальне стояли:  туруа или деревянный подголовник и приподнятая кровать . Традиционно все спали на полу, устланном травой арету и покрытым циновками. Фаре Хейва – Те Тахуа Орира’а, таитянская «танцевальная площадка».  Первоначально она занимала важное место в деревне. Иногда постройка поднималось для лучшего обзора. 

Современные здания и колониальный стиль стали обычным явлением на Таити. Архитектура, тем не менее, сохранила свою оригинальность с типичным растительным дизайном. Издавна жители строили свои дома в основном открытыми. Стены из растений строились на сваях. А конструкции крыш покрывали панданусом или плетеными листьями кокосовой пальмы (ниау). Крыши из пандана продолжают использоваться сейчас  как в индивидуальных домах, так и в отелях. В отделке интерьеров очень часто используется дерево (красное дерево, яка, таману, личи, кокос и тик). А также – природные материалы, как перламутр, ракушки, камни, и т.п.

Татуировки

Слово татау возникло на островах Таити. Символы на теле рассказывает личную историю каждого таитянца. Таитянцы верят в присутствие Тоху, бога татау. Он раскрасил все океанические рыбы цветами и узорами. Полинезийские татуировки также являются признаком красоты. И в прежние времена они были важной частью жизни. Поскольку они сигнализировали о конце подросткового возраста. Существует множество легенд о происхождении татау. Их всех объединяет одна общая черта. Они всегда являются подарком от бога человеку. Истоки татуировки в культуре Таити восходят к истокам цивилизации маори. В доевропейском полинезийском обществе татуировка была ценным социальным маркером. Он может указывать на точное место человека на территории, в племени и семье. А также на его уровень по социальной шкале. Рисунок также может отражать знаменательные события в жизни человека. 

«Нанесение татуировок не является обязательным, но для таитянцев было бы неприемлемым вообще не иметь татуировок». Так пояснила антрополог Энн Лавондес. Каждое из разных таитянских народов разработало свой собственный дизайн и особые мотивы. Инструменты традиционной полинезийской татуировки представляли собой небольшой зубчатый гребень. Он был сделан из кости, черепахового панциря или перламутра. Гребень прикрепляли к деревянной ручке.

Древние техники Тату

Зубчики пропитывали чернилами на основе древесного угля ти’аири, или кандленут (Aleurites Moluccana). Вещество  разбавляли маслом или водой. Зубчики инструмента помещали на кожу. В то время как татуировщик ударял по ручке куском дерева. В результате чего кожа разрывалась, а чернила проникали внутрь. С помощью этих инструментов создание татуировки могло быть очень болезненным. Это усилило роль татуировки Таити как обряда посвящения.

В начале 80-х практика татау была обновлена. Татуировка для жителей Таити стала символом решительного возрождения полинезийской идентичности. К этому, очевидно, добавились эстетические мотивы. Сейчас многие молодые полинезийцы делают себе татуировки. Полинезийские татуировщики развивают свое искусство в трех основных направлениях. Они включают: воспроизведение традиционных мотивов, создание строго декоративных изображений (таких как дельфины или скаты манты). Некоторые полинезийские татуировщики практикуют свое искусство во многих крупных городах мира. Таких как Париж, Лондон или Нью-Йорк. Полинезийская татуировка приобрела международную репутацию благодаря своим традиционным корням и очень модной эстетике.