Культура Замбии

Замбия — это страна противоречий. В ней есть много от 21го века, но также очень много пережитков прошлого. В Замбии особенно гендерные отношения характеризуются рядом противоречий. Как и во всех развитых странах, женщины в Замбии занимаются политикой, владеют бизнесом, занимают руководящие должности. Однако существует значимый перевес в пользу мужчин. Это связано с тем, что процент образованных женщин в стране гораздо ниже чем процент образованных мужчин. Почему же так происходит? Дело в том, что из-за большого уровня бедности в стране, девушек последними отправляют на учебу и первыми выдают замуж. В сельской местности все еще практикуют браки с несовершеннолетними девушками, возрастом от 13 лет.  

Женщины и политика

Замбия отстает от многих африканских стран в вопросе политического представительства женщин. У южноафриканских соседей Замбии есть квота, по которой не мене 30% должностей в правительственных организациях должны занимать женщины. Однако у Замбии такой квоты нет. В парламент состоящий из 150 членов входит всего 20 женщин. Аналогичный гендерный дисбаланс наблюдается на более низких уровнях государственного управления. За время независимости Замбии на пост президента государства баллотировалась всего одна женщина. 

Гендерное неравенство

Гендерное неравенство сказывается также и на повседневной жизни замбийцев. Даже в крупных городах у девушек и женщин есть четкие обязанности, такие как уборка дома, стирка и приготовление пищи. В сельской местности у женщин еще больше обязанностей. Они обязаны смотреть за детьми, собирать дрова, носить воду и вести хозяйство. Уход за скотом тоже входит в их обязанности. Мужчины же имеют узкий круг обязанностей, они обрабатывают поля в сельской местности или занимаются другой работой, оплачиваемой. После работы, мужчины обычно проводят время в мужском коллективе, играют в игры или просто общаются. Так исторически сложилось, что в Замбии мужчине запрещено заниматься женской работой. Они не могут стирать или готовить. 

Неравенство по возрастному признаку.

В Замбии наравне с гендерным неравенством присутствует неравенство по возрастному признаку. Из чего следует, что женщины старшего возраста будь то матери, свекрови, бабушки имеют большое влияние в семье. Девочки и молодые женщины всегда подчиняются старшим. В Замбии до сих пор существует правило, что девушка или молодая женщина, входя в помещение где присутствует женщина старше обязана преклонить колени. Помимо этого, девушка должна избегать прямого зрительного контакта, таким образом она оказывает уважение женщине старше. 

Молодые мужчины также обязаны относиться с уважением к женщинам старше. Естественно это не используется в профессиональной среде. Стоит отметить, что хоть и пожилые женщины пользуются уважением, в иерархии они все равно ниже мужчин. Даже если пожила женщина становится вдовой, роль главы семейства или хозяина дома принимает следующий мужчина в иерархии. 

Особенности супружеской жизни в Замбии

Брак в Замбии — это важный аспект женственности и мужественности. Вряд ли в этой стране вы встретите взрослых мужчину и женщину которые никогда не были женаты. В этой стране супруга — это младший партнер. В буквальном смысле. Так как замбийки всегда выходят замуж намного раньше. У многих замбиек в возрасте 15 лет уже есть ребенок. В возрасте 12-13 лет девочек выдают замуж их же семьи. В Замбии это не запрещено законом. Формально в Замбии сейчас все браки моногамны. Однако в дохристианский период в Замбии широко практиковались полигаиные браки. Это было обусловлено тем что многоженство считалось своего рода социальным обеспечением. К тому же, в те времена смертность среди детей была крайне высока. А полигамные браки давали возможность произвести больше детей. 

 Обручение пары 

В Замбии до сих практикуют выкуп за «достоинство» невесты. Называется такой выкуп лобола или нсаламо.  Конечно он чисто символический и скорее свидетельствует о заключении договорённостей между семьями жениха и невесты. Так как в Замбии проживают много разных культур то форма выкупа у всех разная. В некоторых принято дарить браслет или топор. В некоторых замбийских культурах выкуп дается в натуральной форме. Такое практикуют в культуре Тонга. Там семья жениха отдает отцу невесты несколько коров. Это своего рода компенсация семье невесты за потерянный труд. Если семья невесты принимает нсаламо или лобола, пара считаеться обрученной. 

Свадебные обряды Замбии

Аматебето

Начинаются приготовления к церемонии заключения брака. Первым этапом в этом приготовлении считается церемония аматебето. Церемония подразумевает прготовления угощений женской половиной семьи невесты. Этими угощения они готовят семье и друзьям жениха. В 21м веке амабето проводится за неделю до свадьбы. 

Убвинга

После этой церемонии следует церемония убвинга. Эта церемония считается тайной, обычно после этой церемонии пара считается женатой в глазах своей общины. Это своего рода обряд инициации для пары. Он включает в себя испытания для жениха и невесты, вместе и порознь. Раньше на проведения этой церемонии требовалось несколько недель. В двадцать первом веке церемонию сократили до трех дней. В этой церемонии участвуют только те родственники, которые уже вступили в брак. Смысл церемонии заключается в том, что в праздничной атмосфере, родственники жениха и невесты учат их что такое семья, беременность, воспитание детей. Сопровождается эта церемония танцами, едой и традиционным пивом. 

Обряды после свадьбы

Далее идет церемония укулулы. Проводится она уже после свадьбы. Смысл церемонии в том, что все родственники дают свое благословение и советы уже состоявшейся семье. 

Завершающим обрядом считается обряд принятия мужа в семью. Называется этот ритуал уквингиша шифяла, в переводе означает- позволить зятю войти. Примичательно, что этот ритуал может быть проведен через пару дней после свадьбы, нескольких лет или вовсе не произойти.  

На всех замбийцев, независимо от этнического происхождения, повлияло знакомство с западными нормами и традициями, в том числе связанными с браком.  Тем не менее, в Замбии пары считаются состоящими в законном браке при условии, что они проходят предписанные для своей группы обряды перехода, которые были описаны выше.