Культура Бенина

До 1975 года Республика Бенин была известна как Дагомея, это ее французское колониальное название. Через три года после переворота, приведшего к власти майора Кереку, название было изменено на Народную Республику Бенин, что отражает марксистско-ленинскую идеологию нового правительства. После краха правительства Кереку в 1989 году название было сокращено до «Республики Бенин». 

В доколониальный период Дагомея была самым могущественным королевством на Невольничьем Берегу, которое простиралось от Бенинской бухты до Лагоса. Сегодня Бенин включает не только древнее королевство Фон в Дагомее, но и районы, населенные многими другими группами людей.

Отсутствие культурной однородности в стране объясняется географическими факторами и историей, которая включала волны миграции, конкуренцию между доколониальными королевствами, четыре века торговых отношений с Европой и влияние колониализма. Помимо языка и этнической принадлежности, здесь существуют различия по роду занятий и религии.

Расположение и география 

Страна имеет площадь 43 483 квадратных миль (112 622 квадратных километра). Она граничит с Нигером, Буркина-Фасо, Нигерией и Того. В Бенине есть пять различных географических зон. На юге кокосовые пальмы растут на узкой прибрежной полосе, изрезанной лагунами и ручьями. На севере плато плодородной железной глинистой почвы с вкраплениями болот поддерживает масличные пальмы. Центральная часть представляет собой лесную саванну с холмистыми участками. 

Горная цепь Атакора на северо-западе является районом наибольшей высоты, а северо-восток – частью бассейна реки Нигер. 

На большей части страны тропический климат с сухим сезоном с ноября по апрель и сезоном дождей с мая по октябрь. Осадки и растительность – обильнее всего на юге.

Страна разделена на шесть департаментов, состоящих из восьмидесяти четырех районов. Столица – Порто-Ново, но резиденция правительства находится в соседнем Котону, крупнейшем городе.

Население и язык

В настоящее время население составляет около 6,5 миллионов человек и сосредоточено в южных и центральных регионах. Темпы роста высокие, 48 процентов людей здесь моложе пятнадцати лет.

Французский является национальным языком, а английский преподается в средних школах. В стране существует около пятидесяти языков и диалектов. Большинство людей говорят, как минимум, на двух языках. Пятьдесят процентов населения говорит на Фон. Другие важные языки включают йоруба, аджа, мина, гун, бариба, денди, дитамарри, натени и фулфульде. 

Примерно 36 процентов населения неграмотны.

Символизм

Флаг, впервые поднявшийся после обретения независимости, был зеленым, красным и желтым. Зеленый цвет обозначал надежду на обновление. Красный символизировал отвагу предков. А желтый символизировал сокровища страны. В 1975 году флаг был изменен на зеленый с красной звездой в углу. В 1990 году первоначальный флаг был восстановлен, чтобы символизировать отказ от марксистской идеологии.

Национальная идентичность

Политические потрясения до и после обретения независимости не способствовали формированию национальной идентичности жителей Бенина. Режим Кереку и семнадцатилетний эксперимент с социализмом стабилизировали страну при центральной бюрократии. 

В первые годы своего правления Кереку призывал к созданию нации, менее связанной с французскими коммерческими и культурными интересами. После того, как в 1974 году правительство приняло марксистско-ленинскую идеологию, риторика национального единства и «революции» пронизывала средства массовой информации и правительственную пропаганду. Но даже сегодня национальная идентичность вторична по отношению к этнической идентичности для большей части сельского населения.

Этнические отношения 

Бенинцы признают около двадцати социокультурных групп. В некоторых случаях культурный кластер связан с одним или несколькими древними царствами. 

Фон, основатели королевства Дагомея – самая большая группа. Их язык тесно связан с языком аджа и гун. И существуют тесные этнические связи с этими группами в результате общей доколониальной истории. Линии раскола создают постоянно меняющиеся северные, южные и южно-центральные коалиции лидеров, которые соперничают за контроль над ограниченными ресурсами и политической властью.

Афро-бразильское сообщество на юге происходит от европейских торговцев, африканцев, которые жили недалеко от европейских торговых заведений. А также – торговцев и вернувшихся рабов из Бразилии.

Южные регионы

Образованные народы более урбанизированного южного региона доминировали в политической и экономической жизни страны. Учителя и государственные служащие, получившие должности на севере, считались такими же иностранцами, как и европейцы.

Бенин, также, является домом для пастухов фулани, известных среди местных, как пеул. Эти пастухи перемещают свой скот на большие расстояния в поисках травы. Даже когда они становятся оседлыми, фулани сохраняют уникальную культурную самобытность. Многие из них служат в армии.

Кухня 

Даже во многих городских районах приготовление пищи производится на улице. Или, когда идет дождь – в отдельной комнате или укрытии. 

В основном, женщины и девушки готовят семейные обеды. Хотя сегодня все больше молодых людей учатся готовить. Поскольку во многих домах нет холодильника, большинство людей ходят на рынок несколько раз в неделю, чтобы купить продукты.

Основное блюдо состоит из крахмала, приготовленного в виде кашицы, которую едят с соусом. Соус содержит в своем составе овощи, мясо или рыбу. Еда готовится не реже двух раз в день: в полдень и вечером. Утренняя трапеза может состоять из разогретых остатков вчерашнего ужина или еды, купленной у придорожных торговцев.

Кулинарные предпочтения юга

На юге основными поставщиками крахмала являются рис, кукуруза и маниок. Просо, сорго и ямс предпочтительны в центральных и северных общинах. Соусы могут содержать окру, помидоры, тыквенные семечки, арахис, баклажаны, перец и другие овощи. Бобовые здесь могут использовать в качестве гарниров. В болотистых районах в рацион включают морковь, стручковую фасоль и салат.

Бенинцы, также, едят множество разновидностей тропических фруктов. Традиционно пальмовое вино производили на юге, а пшенное пиво варили и употребляли северные народы. Сегодня алкогольные напитки, в основном, импортируются извне.

Рыба, говядина, закуски

Копченая, сушеная или свежая рыба, доминируют в еде на юге страны. В то же время, говядина более распространена на севере. Козы, овцы и домашняя птица водятся по всей стране. 

Бедные люди часто едят пищу без белка. 

«Европейские» продукты были введены в колониальный период. Многие молодые люди воспринимают традиционный рацион, как слишком однообразный. И хотят есть более дорогие и, зачастую, менее питательные импортные продукты.

Дети и взрослые покупают закуски у придорожных торговцев. Мужчины, у которых нет членов семьи женского пола, которые могли бы готовить для них, часто едят в импровизированных ресторанах под открытым небом. В городах французская кухня доступна в ресторанах.

Классы и касты 

Система социального расслоения в Бенине уходит корнями в доколониальные царства. Королевства на юге включали королевские семьи и семьи простолюдинов, а также, рабов. На вершине иерархии находилась правящая группа Бариба, за которой следовал класс культиваторов-земледельцев Бариба. Затем пришли скотоводы фулани. А в низу иерархии были гандо, рабы васангари. 

Колонизация сломила власть традиционных правителей. Но социальный статус по-прежнему частично определяется семейными корнями человека. 

Богатство – это еще один способ получить социальный статус. И те, кто разбогатели благодаря торговле, пользуются большим уважением.

Горожане и деревенские жители

Одно из наиболее значительных социальных разделений – между образованной городской элитой и сельским населением. В колониальный период образованные бенинцы из ряда областей страны были изгнаны. Некоторые нашли работу в бюрократическом аппарате дома, но многие переехали в европейские страны. 

Карьерная цель многих студентов – стать государственным служащим. И это – несмотря на то, что программы структурной перестройки привели к сокращению сектора государственной службы. 

Цели новой национальной программы занятости включают развитие частного сектора и поощрение экспатриантов к участию в процессе внутреннего экономического развития.

Одежда, манеры, занятия и мировоззрение городской элиты отличают их от других слоев общества. И их образу жизни часто подражают люди из низших классов. Они стараются говорить по-французски, носить одежду в западном стиле. Есть европейские продукты, жить в доме с жестяной крышей и слушать современную музыку. Все это отличает «цивилизованного» человека.

Программы социального обеспечения 

Из-за бедности государство не могло удовлетворить потребности страны в области здравоохранения и образования. И оно полагалось на иностранную помощь и помощь международных организаций. Программы корректировки, начатые после краха экономики в 1989 году, ограничили государственные инвестиции в здравоохранение и социальное развитие. Национальная ассоциация планирования семьи была основана в 1972 году.

Гендерные роли и статусы

В сельскохозяйственных общинах мужчины выполняют более тяжелые задачи, такие, как расчистка земли. Женщины помогают сажать, собирать урожай и обрабатывать многие продукты питания. Представительницы слабого пола носят дрова и воду. Они несут ответственность за домашние дела, связанные с едой и детьми. Женщины активны в местной и региональной торговле. Степень, в которой женщины работают целителями и специалистами по ритуалам, варьируется в зависимости от этнической группы.

Относительное положение женщин и мужчин 

Женщины в королевстве Дагомея могли увеличивать свое богатство и власть, как часть королевской дворцовой организации. Но, хоть они часто выполняли преимущественно мужские занятия, общая модель всегда заключалась в том, чтобы женщины были социально и экономически подчинены мужчинам. Конституция 1977 года предоставила женщинам юридическое равенство. Но на практике это игнорировалось. В настоящее время 65 процентов девочек в Бенине не ходят в школу.

Брак и семья

В прошлом большинство браков заключались в семьях. Но индивидуальный выбор становится все более распространенным, особенно – среди образованной элиты. 

У пары могут быть как гражданские, так и традиционные церемонии. 

Жена присоединяется к семье мужа, или новая пара может переехать жить отдельно. Брак почти универсален, поэтому повторный брак происходит вскоре после развода или смерти супруга. Несмотря на то, что в полигамных браках жены должны ладить друг с другом, ревность здесь не является чем-то необычным.

Брак может включать в себя передачу денег или имущества семье невесты. После развода может потребоваться пересмотр выкупа, особенно, если нет детей. 

Поскольку женщины выходят замуж по отцовской линии, дети принадлежат отцу. Поскольку жены не входят в родственную группу мужа, браки, как правило, непрочны.

Религиозные верования 

Около 15 процентов населения Бенина – мусульмане, а 15 процентов – христиане, в основном католики. Остальная часть населения придерживается местных систем верований. 

Именно отсюда вудуизм (вуду) распространялся с прибрежными рабами в Бразилию и на Карибы. Некоторые духи Водун были заимствованы из религии Йоруба. Водун включает в себя гадание и одержимость духами. Эти сверхъестественные силы помогают верующим справляться с болезнями и бесплодием и обусловливает общую жизненную философию.

Смерть и загробная жизнь

В системах верований коренных народов считается, что предки остаются частью сообщества после смерти. Святыни чтят предков, а подношения «кормят» их. 

У фонов для каждого умершего делают круглые металлические скульптуры на посохах, называемых асен, и хранят их на территории дома. В некоторых общинах похороны включают в себя последовательность ритуалов, прежде чем считается, что человек совершил полный переход к статусу предка.

Искусство и гуманитарные науки

Поддержка искусства и гуманитарных наук ограничена бедностью нации. Тем не менее, Бенин произвел на свет множество ученых и писателей из образованного городского класса, таких как писатель и историк Поль Хазуме и философ Полин Хаундтонджи. 

Искусство Бенина включает в себя изящное мастерство в изготовлении железа и латуни. А также – аппликации на тканях, мотивы которых связаны с древней Дагомеей.

Бенин – страна, с которой связано множество мифов и легенд. Невольничья тропа, вудуизм, поклонение духам предков – вот неполный перечень того, что делает страну самым загадочным регионом Африки.