Культура Бурунди

Бурунди состоит из двух различных этнических групп: хуту и ​​тутси. Эти культуры сосуществовали в этом районе на протяжении веков и теперь имеют общий язык и многие общие культурные элементы. Но они остаются отдельными с точки зрения групповой идентификации.

Расположение страны 

Бурунди – небольшая страна, не имеющая выхода к морю, в восточной части Центральной Африки. Она граничит с Руандой, Танзанией и Демократической Республикой Конго. Ее общая площадь составляет 10 750 квадратных миль (27 830 квадратных километров). Страна расположена на высоком плато, на высоте от 2 532 футов (772 метра) у озера Танганьика на востоке до 8 760 футов – 2 670 метров на самой высокой точке, горе Хеха. Страна расположена вдоль восточноафриканского разлома и иногда испытывает подземные толчки и землетрясения. 

Население

По оценкам, в 2000 году численность населения составляла 6 054 714 человек, что является одной из самых высоких плотностей населения в Африке. На протяжении большей части истории страны большинство (около 85 процентов) людей составляли хуту. Тутси, самое многочисленное меньшинство, традиционно составляли около 14 процентов населения. Один процент людей – тва. Этнический баланс начал меняться, поскольку хуту из Бурунди бежали в соседнюю Руанду, спасаясь от этнических преследований. А тутси избежали насилия в Руанде и поселились в Бурунди. Сейчас тутси составляют около 20 процентов населения. В стране проживают три тысячи европейцев и две тысячи выходцев из Южной Азии. Большинство из этих иммигрантов живут в столице страны Бужумбуре и участвуют в церковной деятельности.

Языки и наречия 

И хуту, и тутси говорят на кирунди, языке банту. Тва также говорят на кирунди, хотя их диалект немного отличается. 

Наряду с французским официальным языком является кирунди. 

На суахили, смеси арабского и бантуского языков, который является языком торговли и бизнеса в большей части Восточной Африки. На нем, также, говорят, в основном, в районе озера Танганьика и в столице. 

Английский язык преподается в некоторых школах.

Символизм 

Тутси исторически являются пастушеским обществом. И поэтому корова обладает значительной символической властью в национальной культуре. Это отражено в языке: типичное приветствие кирунди, Amashyo, переводится как «Да будут у вас стада крупного рогатого скота». Язык полон упоминаний, в которых скот символизирует здоровье, счастье и процветание.

История национальной розни в стране насчитывает века. Культурная идентичность проистекает из племенной принадлежности, а не из какой-либо объединяющей национальной характеристики. Доминирование меньшинства тутси над большинством хуту привело не к слиянию, а к крайнему расколу с точки зрения национальной идентичности. Ни одно из племен не проживает в границах нынешнего Бурунди. 

Конфликт хуту и ​​тутси затронул также соседние Демократическую Республику Конго и Руанду. Последняя из них находилась на той же территории под колониальным правлением. Влияние Бельгии, как колониальной державы, мало способствовало объединению двух племен.

Этнические отношения 

Отношения между хуту и ​​тутси крайне антагонистичны. Хотя эти два племени имеют много общего в культурном отношении, их взаимное презрение очевидно. 

У хуту есть ряд высказываний, отражающих хищный характер тутси. А тутси, традиционно пастухи, смотрят свысока на сельскохозяйственные традиции хуту. Враждебность и негодование привели к продолжающемуся насилию и политическим волнениям. Насилие и ненависть выходят за пределы страны. Руанда вовлечена в аналогичную этническую войну. В то время как в Бурунди большая часть насилия совершается в отношении хуту со стороны тутси, в Руанде ситуация обратная. Однако, эти две страны тесно связаны, и события в одной стране часто влияют и ускоряют события в другой. Небольшая популяция тва в Бурунди остается изолированной от обеих групп, предпочитая жить в лесу как охотники-собиратели. Но, поскольку их земля была потеряна, некоторые перешли к другим профессиям и поселились ближе к хуту и ​​тутси.

Культура питания

Наиболее распространенные продукты – это бобы, кукуруза, горох, просо, сорго, маниока, сладкий картофель и бананы. Диета состоит в основном из углеводов. Витамины и минералы содержатся в фруктах, овощах и сочетаниях злаков. Но мало жира и белка. На мясо приходится 2 процента или меньше среднего количества потребляемой пищи. В результате, квашиоркор, заболевание, вызванное дефицитом белка, является обычным явлением здесь. 

В окрестностях озера Танганьика едят рыбу. 

Производство муки трудоемкое. Корень маниоки моют, растирают и процеживают, а сорго перемалывают в муку для блинов или каши. Кашу скатывают в шар одной рукой и обмакивают в подливу или соус.

Пищевые обычаи в церемониях 

Пиво – важная часть социального взаимодействия, его пьют во всех важных случаях, например, во время брачных переговоров между двумя семьями. Пиво пьют через соломинку. 

Ряд пищевых обычаев вращается вокруг обращения с коровами, которые считаются священными. Например, молоко нельзя нагревать, варить или пить в тот же день, когда едят горох или арахис. Когда корова умирает, семья ест ее мясо. А затем сажает рога в землю рядом с домом, чтобы принести удачу.

Классы и касты 

С тех пор как тутси пришли к власти в четырнадцатом или пятнадцатом веке, они занимали более высокое социальное положение, чем хуту. Сельскохозяйственные хуту были вынуждены ухаживать за большими стадами крупного рогатого скота тутси. Правящий класс полностью состоял из тутси. Было возможно, хотя и редко, что хуту (или даже иногда тва) присоединиться к классу тутси проявив необычайную храбрость или честь. А тутси мог попасть в класс хуту, совершив бесчестный поступок. Тутси по-прежнему непропорционально представлены в правительстве и среди богатых. Это несоответствие было преувеличено насилием тутси, направленным против хуту с профессиональной работой и обучением. Таким образом, хуту в целом остались еще более непропорционально неграмотными и бедными.

Разделение труда по полу 

Основные обязанности женщин – вынашивание детей и уход за ними. Они также несут ответственность за домашние дела, включая уборку и приготовление пищи. В сельских районах женщины также работают в сельском хозяйстве и выполняют большую часть работы по посадке растений, поскольку считается, что их плодородие передается семенам. Женщины почти полностью не представлены в бизнесе и на всех уровнях власти.

Положение женщин и мужчин 

Женщин уважают, особенно за их силу как носительниц жизни. Роль матери высоко ценится, но на практике женщины не имеют права принимать решения в семье или в обществе в целом. Отцовство считается важной обязанностью, и именно мужчина отвечает за семью. Статус женщин немного выше, чем у детей, и, как и они, женщины должны подчиняться желаниям любого взрослого мужчины.

Свадьба 

Многоженство практиковалось традиционно. Несмотря на то, что он запрещен как гражданским правом, так и христианскими церквями, он все еще существует. Традиционно обязанностью отца было найти первую жену для своего сына. Родители молодого человека до сих пор часто встречаются с его потенциальной невестой и ее родителями и обсуждают такие вопросы, как выкуп за невесту. Это эквивалент приданого, но семья жениха выдает его невесте. Традиционно он состоял из крупного рогатого скота, коз и мотыг, но сегодня он может включать наличные деньги, одежду и мебель. Выкуп дается в день свадьбы, когда невеста покидает своих родителей (которые не присутствуют на свадебной церемонии) для участия в торжествах в доме мужа.

Институт семьи

У каждой семьи, как правило, есть собственный дом. И эти дома сгруппированы вместе в составы, в которые входят дома расширенных членов семьи. Выйдя замуж, женщина становится частью семьи мужа. В традиции тутси жены и мужья живут отдельно, но в практике хуту они живут в одном доме.

Наследование переходит от главы семьи мужского пола к его старшему сыну после смерти отца. Это символизируется наследством церемониального копья.

Семейные узы очень сильны, и большие семьи живут в непосредственной близости как клан. В частности, в сельской местности большая семья является основной социальной единицей, поскольку родственные группы живут вместе в относительной изоляции от других групп. 

Тутси делятся на четыре ганва – королевских клана. Батаре, Бези, Батага и Бамбуцу – потомки четырех династий, когда-то правивших страной.

Религия

Шестьдесят семь процентов населения – христиане. Из них 62 процента католики и 5 процентов – протестанты. Порядка 23 процента людей исповедуют исключительно традиционные верования, а остальные 10 процентов – мусульмане. Первая римско-католическая миссия была создана в 1898 году, а протестанты прибыли в 1926 году. В дополнение к обращению большого процента населения они основали школы и больницы. Хотя большинство людей сегодня исповедуют себя христианами, многие сохраняют некоторые анимистические верования и обычаи.

Традиции и верования

Традиционные верования придают большое значение судьбе, а не свободе воли. Все находится в руках Иманы, источника всей жизни и добра. Традиционная религия – это форма анимизма, в которой считается, что физические объекты имеют духов. К умершим предкам относятся с большим уважением. В традиции хуту эти духи часто посещают их со злым умыслом, тогда как в вере тутси влияние предков более мягкое. Скот наделен особой духовной силой. О них заботятся согласно особым обычаям, продиктованным религией, и они являются объектами молитв и поклонения.

Ритуалы 

Кубандва – один из важнейших религиозных праздников. Он празднует урожай зерновых и отдает дань уважения Киранге, духу, который является лидером всех умерших предков. На этой церемонии молодые люди украшают свои тела и исполняют традиционные песнопения и танцы; один из них одевается как Киранга. В конце фестиваля люди совершают очищающий ритуал купания в ручье. Другой центральный ритуал – церемония плодородия, называемая умугануро, во время которой играют в священный барабан, и девственница сажает первые семена сорго, чтобы обеспечить хороший урожай.

Ушедшие предки считаются неотъемлемой частью культуры. Существуют различные практики и церемонии для возвышения и умиротворения их духа, которые считаются мощным влиянием в мире живых.

Поддержка искусства

Центр культуры Бурунди, основанный в 1977 году, оказывает поддержку традиционным формам искусства. Расположенный в Бужумбуре, он спонсирует «живой музей», посвященный художественным аспектам повседневной жизни людей. А также, театр под открытым небом, ботанический сад, музыкальный павильон и деревню ремесленников. В Гитеге находится национальный музей народного искусства, исторические артефакты и библиотека. В этом городе также есть художественная школа. Культурные программы пострадали в результате бедности и политических потрясений.

Устная традиция

Из-за повсеместной бедности и неграмотности письменная литература практически отсутствует. Однако существует сильная устная традиция, состоящая из рассказов, легенд, басен, стихов, загадок и песен. Таким образом, история и культура передаются из поколения в поколение. Рассказчики пользуются большим уважением, и их обязанность – обучать молодых людей этому искусству. Есть ряд эпических поэм о скотах. Рассказывание историй используется как способ сообщать новости, но тонкость и творческие формы речи ценятся больше, чем строгая точность.

Графика

Хотя люди ценят художественное самовыражение мастеров, все изделия, которые они производят, функциональны и декоративны. Корзины традиционно плетут женщины тутси с помощью своих слуг. Они сделаны из корня папируса, лубяных волокон и банановых листьев и украшены грязными красками в виде замысловатых узоров. Корзины служат для самых разных целей: от канистр для воды до контейнеров для головы и емкостей для хранения продуктов и приправ. Другие изделия кустарного промысла включают изделия из кожи и металла, которые часто украшены геометрическими узорами, похожими на те, что используются в корзинах. Кузнецы изготавливают копья для войны и охоты, которые передаются от отца к сыну. Тва славятся гончарными изделиями, традиция которых насчитывает тысячи лет.

Исполнительские искусства

Бурунди имеет уникальное и давнее музыкальное наследие. На семейных посиделках поются песни с коротким припевом и сильным битом, часто с импровизированными куплетами. Indirimbo песня более приглушенная форма, которая исполняется одним певца или небольшой группы. Мужчины поют kwishongora, ритмичную песню с криками и трелями, тогда как bilito, сентиментальное музыкальное выражение, обычно является женской формой. 

«Шепотное пение» также типично для бурундийской музыки. Он исполняется на низком тоне, чтобы более отчетливо слышался аккомпанемент инструментов. 

Игрой на инанге сопровождают песни. Это инструмент с шестью-восемью струнами, натянутыми на полую деревянную чашу. Идоно, скрипка с одной струной. 

Барабаны важны не только как музыкальные инструменты, но и как символы власти и статуса. Несколько мужчин одновременно играют на одном барабане и поочередно играют соло.

Танцы

Танец – неотъемлемая часть культуры. Одна из форм танца тутси, исполняемая группой высококвалифицированных мужчин, получила международное внимание. Коллектив Les Tambouinaires du Burundi выступал в Нью-Йорке и Берлине. Танцоры одеваются в леопардовый мех и в головные уборы и разыгрывают сложную хореографию прыжков. Эта форма уходит корнями в танцы королевского двора времен царства тутси.

Культура Бурунди сходна с культурами сопредельных стран. Особенно – тех, в которых проживают родственные народности. Вместе с тем, она несет на себе отпечаток оригинальных традиций и верований.