Культура Эфиопии

Эфиопия расположена в районе Африканского Рога. И граничит с Суданом, Южным Суданом, Кенией, Сомали, Эритреей и Джибути. Страна занимает второе место в Африке по численности населения. Более 50% людей здесь моложе 25 лет. 

Из-за огромной численности населения важно понимать, что описания эфиопских культурных обычаев могут значительно различаться. Существует множество различных культурных обычаев, специфичных для региона, этнической принадлежности или религии людей. Несмотря на это разнообразие, эфиопов, в целом, объединяет их патриотизм и гордость за всеобъемлющую культурную самобытность страны.

Старейшие традиции

Эфиопия – старейшая независимая страна Африки, когда-то управляемая династией нескольких монархов. Он отличается от большинства других африканских государств, поскольку это одна из немногих стран, которые успешно сопротивлялись европейской колонизации. Она, также, имеет историческую связь с христианством, поскольку регион принял эту религию до того, как ей стали следовать многие западные народы. Это наследие независимости страны и эфиопских православных тевахедов. 

Церковь очень важна для национальной гордости эфиопов. Их нравственное чувство и культурная утонченность сформированы столетиями практики и продолжают определять, как они видят себя в современных условиях. В целом, эфиопы известны своим гостеприимством, вниманием, отзывчивостью и неконфликтностью. 

Символизм – монархия

Монархия, известная, как династия Соломона, длительное время была выдающимся национальным символом страны. 

Имперский флаг состоит из горизонтальных полос зеленого, золотого и красного цветов со львом на переднем плане, держащим посох. На головном сегменте жезла – эфиопский православный крест с развевающимся на нем имперским флагом. Лев – это лев Иуды, один из многих императорских титулов, обозначающих происхождение от царя Соломона. Крест символизирует силу и опору монархии на Эфиопскую православную церковь, доминирующую религию на протяжении последних шестнадцати столетий.

Современные основные символы

Сегодня, через двадцать пять лет после свержения последнего императора, флаг состоит из традиционных зеленых, золотых и красных горизонтальных полос с пятиконечной звездой и лучами, исходящими из ее точек на переднем плане на голубом круглом фоне. Звезда представляет единство и равенство различных этнических групп. Она – символ федералистского правительства, основанного на этнических государствах. 

Суверенитет и свобода являются характеристиками и, следовательно, символами Эфиопии как внутри, так и за ее пределами. Многие африканские национальные государства, такие, как Гана, Бенин, Сенегал, Камерун и Конго, приняли цвета Эфиопии для своих флагов, когда они получили независимость от колониального господства.

Символы свободы

Некоторые африканцы в диаспоре установили религиозную и политическую традицию, считающуюся эфиопством. Сторонники этого движения, предшествовавшего панафриканизму, присвоили символ Эфиопии, чтобы освободиться от угнетения. 

Эфиопия была независимой черной страной с древней христианской церковью, которая не была побочным продуктом колониализма. Маркус Гарви говорил о видении Бога сквозь призму Эфиопии и часто цитировал Псалом 68:31: «Эфиопия протянет руки свои к Богу». На основе учения Гарви в 1930-х годах на Ямайке возникло движение растафари. Название «Растафари» происходит от имени императора Хайле Селассие, чье имя перед коронацией было Рас Тафари Маконнен. «Рас» – это и княжеский, и военный титул, означающий «голова» на амхарском языке. Население растафарианцев живет в городе Шашамане, который был частью земельного гранта. Он был предоставлен Всемирной федерации Эфиопии императором Хайле Селассие в обмен на поддержку во время итальянской оккупации во время Второй мировой войны.

Этнические отношения

Традиционно амхара были доминирующей этнической группой, а тигрейцы – второстепенными партнерами. Остальные этнические группы по-разному отреагировали на эту ситуацию. Сопротивление господству амхара привело к появлению различных сепаратистских движений, особенно в Эритрее и среди оромо. 

Эритрея была культурно и политически частью нагорной Эфиопии еще до достижения Аксумом политического господства. Эритрейцы, как и эфиопы, заявляют о своем происхождении от аксумитов. Однако, в 1889 году император Менелик II подписал Вичальский мирный договор, согласно которому Эритрея сдавалась в аренду итальянцам в обмен на оружие. 

Эритрея была итальянской колонией до конца Второй мировой войны. В 1947 году Италия подписала Парижский договор, отказавшись от всех своих колониальных притязаний. В 1950 году Организация Объединенных Наций приняла резолюцию об учреждении Эритреи, как федерации под эфиопской короной. К 1961 году эритрейские повстанцы начали борьбу за независимость. В ноябре 1962 года Хайле Селассие упразднил федерацию и послал свою армию для подавления любого сопротивления, насильственно подчинив Эритрею против воли ее народа.

Политическая конфронтация продолжается. Эфиопия и Эритрея воевали с июня 1998 года по июнь 2000 года из-за границы между двумя странами. Каждый обвиняет другого в посягательстве на его суверенитет.

Проблема оромо

«Проблема оромо» продолжает беспокоить Эфиопию. Хотя оромо – самая большая этническая группа в Эфиопии, никогда в своей истории они не сохраняли политическую власть. В период европейского колониализма в Африке эфиопские горцы организовали внутриафриканскую колониальную кампанию. Многие этнические группы в нынешнем государстве Эфиопия, такие, как оромо, подверглись этой колонизации. Ожидалось, что завоеванные этнические группы примут идентичность доминирующих амхаро-тигрейских этнических групп (национальную культуру). Было запрещено публиковать, преподавать или транслировать на любом диалекте оромо до начала 1970-х годов, когда закончилось правление Хайле Селассие. Даже сегодня, после создания этнического федералистского правительства, оромо не имеют надлежащего политического представительства.

Основная религия

Доминирующей религией в стране было православное христианство с тех пор, как король Аксума Азана принял христианство в 333 году. Это была официальная религия во время правления монархии и в настоящее время является неофициальной основной религией страны. 

Из-за распространения ислама в Африке эфиопское православное христианство было отделено от христианского мира. Это привело к появлению многих уникальных характеристик церкви, которая считается самой иудейской формальной христианской церковью.

Эфиопская православная церковь претендует на владение подлинным Ковчегом Завета. И его копиями (называемые таботатом), которые размещены в центральном святилище во всех церквях. Это табо освящает церковь. 

Эфиопская Православная Церковь – единственная официальная церковь, которая отвергла доктрину христианства Павла, согласно которой Ветхий Завет утратил свою связывающую силу после пришествия Иисуса. Ветхозаветный центр Эфиопской православной церкви включает диетические законы, аналогичные кошерной традиции, обрезание после восьмого дня рождения и субботу.

Иудаизм, ислам и политеизм

Исторически иудаизм был основной религией. Хотя, сегодня подавляющее большинство эфиопских евреев (так называемых Бета-Исраэль) проживают в Израиле. 

Бета-Израиль в определенное время был политически могущественным. Эфиопские евреи часто подвергались преследованиям в течение последних нескольких сотен лет. Это привело к массированным секретным воздушным перевозкам израильских вооруженных сил в 1984 и 1991 годах.

Ислам был важной религией в Эфиопии с восьмого века, но многие христиане и ученые рассматривали его, как «религию извне». Немусульмане традиционно воспринимали эфиопский ислам, как враждебный. Этот предрассудок – результат господства христианства.

Политеистические религии распространены в низинах, которые также принимали протестантских миссионеров. Эти евангелические церкви быстро растут, но православие и ислам утверждают, что их исповедуют от 85 до 90 процентов населения.

Ритуальные праздники

Большинство торжеств носят религиозный характер. Основные христианские праздники включают Рождество 7 января, Крещение (празднование крещения Иисуса) 19 января. А также, Страстную пятницу и Пасху (в конце апреля) и Мескель (обретение истинного креста) 17 сентября. Мусульманские праздники включают Рамадан, Ид аль-Адха (Арафа) 15 марта и день рождения Мухаммеда 14 июня. Во время всех религиозных праздников приверженцы посещают свои места поклонения. Многие христианские праздники также являются государственными праздниками.

Вера в смерть и загробную жизнь

Смерть является частью повседневной жизни, поскольку голод, СПИД и малярия уносят множество жизней здесь. Трехдневный траур по умершим – это норма. Мертвых хоронят в тот день, когда они умирают

Христиане хоронят своих мертвецов на территории церкви, мусульмане делают то же самое в мечети. Мусульмане читают религиозные тексты. В то же время, христиане, как правило, плачут по умершим во время траура.

Этикет

Приветствие принимает форму нескольких поцелуев в обе щеки и множества обменов любезностями. Любой намек на превосходство рассматривается с презрением. Возраст является фактором социального специфического поведения. К пожилым людям относятся с величайшим уважением. Когда пожилой человек или гость входит в комнату, принято стоять, пока этот человек не сядет. 

Обеденный этикет тоже важен. Перед едой необходимо всегда мыть руки, так как вся еда съедается руками из общей посуды. Обычно, гость начинает прием пищи. Во время еды считается правильным брать пищу только из посуды прямо перед собой. Израсходованные порции заменяются быстро. Во время еды участие в разговоре считается вежливым. Полное внимание к еде – напротив, считается весьма невежливым.

Институт семьи 

Базовая структура семьи намного больше, чем типичная западная нуклеарная единица. 

Старший мужчина обычно является главой семьи и отвечает за принятие решений. Мужчины, обычно имеющие основной доход, экономически контролируют семью и распределяют деньги. Женщины несут ответственность за домашнюю жизнь и имеют гораздо больше контактов с детьми. Отец считается авторитетной фигурой.

Дети социально обязаны заботиться о своих родителях. Поэтому в семье часто бывает от трех до четырех поколений. Однако, с появлением городской жизни эта картина меняется. И дети часто живут вдали от своих семей, им становится все труднее содержать их. 

Городские жители обязаны отправлять деньги своим семьям в сельской местности. И часто изо всех сил стараются переселить свои семьи в города.

Литература

Классический язык геэз, который превратился в амхарский и тигрейский, является одним из четырех вымерших языков. Но он является единственной системой письма коренных народов в Африке, которая все еще используется. На геэз до сих пор говорят на богослужениях Православной церкви. Развитие геэзской литературы началось с переводов Ветхого и Нового Заветов с греческого и иврита. Геэз был также первым семитским языком, в котором использовалась система гласных.

Многие апокрифические тексты, такие как Книга Еноха, Книга Юбилеев и Вознесение Исайи, полностью сохранились только в Геэзе. Несмотря на то, что эти тексты не были включены в библейский канон, библейские ученые (и эфиопские христиане) считают их важными для понимания происхождения и развития христианства.

Графика

Религиозное искусство, особенно православное, на протяжении сотен лет было важной частью национальной культуры. Иллюстрированная Библия и рукописи датируются XII веком. А церкви Лалибелы, которым восемьсот лет, содержат христианские картины, рукописи и каменные барельефы.

Резьба по дереву и скульптура очень распространены в южных низинах, особенно среди Консо. 

В Аддис-Абебе открыты школы изящных искусств. В них преподают живопись, скульптуру, гравюру и правописание.

Исполнительское искусство 

Считается, что христианская музыка была основана Святым Яредом в шестом веке и поется на геэз, литургическом языке. Популярны как православная, так и протестантская музыка. Ее поют на амхарском, тигрейском и оромо. 

Традиционный танец, эскеста, состоит из ритмичных движений плеч и, обычно, сопровождается кабаро , барабаном, сделанным из дерева и кожи животных. А также, масинко – однострунной скрипкой с А-образным мостом, на котором играют небольшим смычком. Иностранные культурные влияния существуют в стране в форме афро-попа, регги и хип-хопа.

Культура Эфиопии во многом самобытна и неповторима. Конечно же, она несет ряд культурных традиций, привнесенных извне. Тем не менее, местные искусства, традиции, культы и верования продолжают удивлять и восхищать своим колоритом и неповторимостью.