Культура Лаоса

Лаос с его очаровательными храмами и непринужденной деревенской жизнью напоминает мистическую страну, где время остановилось. Лаосское искусство развивается медленно, поскольку страна постепенно открывается с разных сторон. Лаос имеет богатое культурное достояние. Религия и архитектура составляют его основу. Одно из его самых известных зданий – Великая ступа Тхат Луанг во Вьентьяне. Она считается символом страны. Храмы в Луангпхабанге были внесены в список Всемирного наследия.

Религия

Согласно последней переписи населения и статистическим данным, буддизм исповедуют 67% населения.  Помимо буддизма, около 1,5% населения – католики. Единственные церкви в стране – это церкви в Саваннакхете и Вьентьяне. Ислам составляет 1% населения, большинство из которых – пакистанцы, проживающие в Вентейне. Несмотря на то, что правительство Лаоса осуждает это, около 30% населения следуют племенным верованиям. Все люди, включая буддистов, практикуют поклонение предкам.

Тем не менее, здесь много анимизма, особенно в церемонии баци (также бааси). Церемония проводится для привязки 32 духов-хранителей к телу участника перед долгим путешествием, после серьезной болезни, рождения ребенка или других значимых событий.

У каждого лаосца в доме есть маленький алтарь, на который они приносят пожертвования духам. Это как хорошие, так и плохие джинны. Подарки предназначены для их удовлетворения. Локапалы – это гении-защитники. В каждой деревне есть такой. Даже буддисты признают их существование. Их почитают, и они принимают форму животных, выходящих на улицу по ночам.

Изобразительное искусство

Художественное наследие Лаоса включает археологические и религиозные памятники, культурные ландшафты, традиционные города и деревни. Также здесь сохранилось множество высокоразвитых ремесел, включая текстиль, резьбу по дереву и плетение корзин.

Керамика, относящаяся к III и II векам нашей эры, была обнаружена в Бан Пако недалеко от Вьентьяна. В 1970 году фрагменты как глазурованной, так и неглазурованной посуды, датируемой 15-17 веками, были раскопаны на в районе Сисаттанак Вьентьяна. Раскопки в окрестностях Бан Ксанг Хай на окраине Луангпхабанга в 1991 году также выявили остатки печей и фрагменты стеклянных банок коричневого цвета.Современное керамическое производство в Лаосе осуществляется в основном на промышленной основе компаниями, работающими в крупных населенных пунктах. Тем не менее, несколько деревень продолжают производить утилитарные керамические изделия, предназначенные как для внутреннего, так и для внешнего рынка.

Резьба по дереву традиционно служила скульптурным искусством. С распространением буддизма она приобрела все более важную роль в производстве изображений Будды и резьбе дверных рам храмов и дворцов, колонн, крыш. В эпоху Лейн Ксанг квалифицированные плотники также использовались для изготовления королевских тронов, изысканной деревянной мебели, королевских барж. К началу 20 века их деятельность расширилась, включив производство высококачественных столов, стульев и шкафов для растущего городского среднего класса.

Археологические данные указывают на то, что ковка из золота и серебра практиковалась с давних времен.

Однако значительного развития этого ремесла не произошло до первой половины XVI века. Тогда при королевском дворе Сян Донг Сян Тонга (Луангпхабанг) ​​появились  мастера – ювелиры, скорее всего, под влиянием Ланна, важного центра производства золота и серебра. В последние годы, как Лаосская ассоциация ремесленников, так и Центр дизайна Вьентьяна предложили краткосрочные курсы обучения изготовлению золотых и серебряных изделий. Это произошло с целью помощи лаосским мастерам разрабатывать новые продукты и повышать качество существующих товаров.

Литература

Традиционная лаосская литература состоит из буддийских сутр, джатак (рассказов, связанных с прошлыми жизнями Будды), стихов и эпосов. Многие произведения были утеряны, поскольку изначально были написаны в виде книг на пальмовых листах, которые быстро исчезают. Остальные были записаны и переданы устно в форме песен и декламаций. Для англоговорящих выбор еще меньше, поскольку очень мало произведений лаосской литературы было переведено на английский. Самым известным произведением классической лаосской литературы является Pha Lak Pha Lam. Это – эпос, основанный на индуистской Рамаяне. Считается, что индуистская литература пришла в Лаос через ангорскую цивилизацию в Камбодже около тысячи лет назад. Есть также много народных сказок. Известная история, связанная с Луангпрабангом, – это легенда о Пу Йер Йер.

Музыка

У музыки Лаоса есть свои особенности. Она быал разделен на две категории: классическая и народная музыка.

Лаосская музыка находится под влиянием многих видов музыки из Китая и Таиланда. После иммиграции тайцев из Южного Китая в Лаос и Таиланд в настоящее время мы видим, что Лаос и Таиланд имеют некоторые схожие черты в музыке. Они оба используют «Wot» в качестве своего традиционного инструмента в Лаосе и Северном Таиланде. Еще одна причина, увеличивающая сходство музыки Лаоса и Таиланда, заключается в том, что сиамцы завоевали Лаос около 19 века у Таиланда. Если север Лаоса находится под влиянием китайской и тайской культуры, то южная часть Лаоса находится под влиянием культуры мон-кхмеров. Поэтому музыка Лаоса также содержит в себе мон-кхмерскую душу.

Кхене – это отождествление лаосской культуры, поскольку в каждой традиционной песне или танце всегда присутствует Кхене. Этот инструмент представляет собой ротовой орган, состоящий из 7-8 пар бамбуковых трубок, которые соединяются с небольшим выдолбленным резервуаром из твердой древесины.  Звук инструмента похож на звучание скрипки.. Кхене можно считать национальным музыкальным инструментом Лаоса.

Танцы

Лаосский танец поистине восхитителен, так как он сочетает в себе культуры близлежащих стран. Три основных традиционных танца Лаоса – это Лам Вонг, Пхра Лак Пхра Рам и Танец Бамбука. Каждый из них имеет интересные особенности и вместе с лаосской музыкой создает неповторимость танца.

Лаосский народный танец родом из Кхмерской империи. Основная идея – медленный танец по кругу.. Мужчины образуют внутренний круг, а женщины образуют внешний круг, когда они танцуют вокруг друг друга. Название Лам Вонг буквально означает танец в кругу или хоровод. Поэтому он действительно прост для каждого. Пхра Лак Пхра Рам – это лаосский религиозный танец, изображающий эпическую историю буддизма. Через танец нам рассказывают историю двух братьев Пхра Лака и Пхра Рам (относящуюся к буддизму). Пхра Лак Пхра Рам обычно играет в Королевском балетном театре в Луангпхабанге, который считается колыбелью буддизма в Лаосе.

Bamboo Dance – самый захватывающий танец в горной местности Лаоса. Этот вид танцев требует гибкости в каждом движении. Одна часть танцоров двигаются в ритме, в то время как другие танцоры стучат и поворачивают бамбуковые шесты на земле и друг против друга. Этот танец создан для того, чтобы отметить особый случай или праздник.

Костюмы

Лаосец умеет ткать с самого раннего возраста.  Лаосский обычай гласит, что женщины должны носить характерный пхаасин – длинную юбку с узором. Хотя племенные группы часто имеют свою собственную одежду. Коническая шляпа во вьетнамском стиле – тоже обычное явление. В наши дни мужчины одеваются в западном стиле и надевают кушак (пояс) только на церемониях. В настоящее время женщины часто носят одежду в западном стиле, хотя «пхаа син» по-прежнему является обязательной одеждой в государственных учреждениях. Традиционным лаосским костюмом для женщины является «синх» (англ. «Одежда»), но на самом деле это традиционная юбка-труба из шелка.  Одежда состоит из 3-х основных частей. «Хуа шинь» – поясная часть, «Phuen sinh» – сама юбка, которая обычно не имеет большого количества украшений, и tin sinh – нижняя часть с золотым орнаментом. Когда лаосские женщины носят «синх», сверху у них будут шарфы с таким же орнаментом, пересекающие их тело. «Салон» – традиционный костюм лаосского мужчины. Основа Salong –  большие крестьянские брюки.

Театр

Королевский театр балета – одно из самых известных шоу в Лаосе. Провинциальная художественная группа состоит из примерно 60 артистов.  Труппа артистов исполняет Phra Lak Phra Lam, своего рода лаосскую версию священной поэмы «Рамаяна» в Луангпхабанге. В 2002 году был основан нынешний театр, который выступает как дома, так и за рубежом. Это красочное шоу проходит в саду Национального музея, бывшего Королевского дворца.

Театр теней кукол – Лучшее традиционное шоу в Лаосе. Это древняя традиция с долгой историей в Юго-Восточной Азии. В южном Лаосе Театр возродил эту давно забытую культурную традицию с группой из 14 человек. Она  включает: художников, музыкантов, вокалистов, комиков и кукловодов. Шоу было адаптировано из Рамаяны с юмором и уважением к традициям.