Культура Мадагаскара

Мадагаскар – страна необычайного культурного богатства. Это место, где предки являются такой же частью сегодняшнего дня, как и прошлого. Во многих областях табу и традиции преобладают над законом. Здесь религия западного стиля свободно смешивается с верой в колдовство и беспрецедентными погребальными обычаями.

Смешанное происхождение малагасийцев (название народа Мадагаскара) породило интересный набор культур, происходящих из Юго-Восточной Азии, Индии, Африки и Ближнего Востока. Мадагаскар имеет разнообразное художественное наследие: музыка, литература, поэзия и рассказывание историй являются особенно плодовитыми жанрами. Мадагаскар тесно связан с культурой Борнео. Несмотря на то, что первые поселенцы прибыли с Борнео тысячи лет назад, есть явные доказательства этой связи в их музыкальных инструментах, домашнем строительстве, кухне и других особенностях. 

Изобразительное искусство

Традиционное искусство определенно зависело от легкодоступных материалов. Шелк и ткачество – необходимые навыки для создания тканей ламба (традиционная ткань, которая оборачивается вокруг тела). Вышивка и шитье также идут рука об руку с ткачеством.  Плетение из рафии является неотъемлемой частью малагасийского искусства. Плетение используется для изготовления различных предметов, используемых в домашней утвари, таких как корзины и циновки. Рафия также используется в текстильных изделиях, таких как сумки, кошельки и головные уборы.

Резьба по дереву, распространенный вид искусства во всей Африке, является высокоразвитым видом искусства на Мадагаскаре. Многие из этих декоративных навыков можно найти на мебели и в домашнем строительстве. Скульпторы варьируют свои навыки от функциональных скульптур, таких как мебель и похоронные столбы, до небольших резных фигурок, предназначенных для туристического рынка. Зафиманиры особенно известны своими навыками резьбы по дереву. Работы внесены в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. В городских района появляются художественные галереи. Местные художники получают признание в своих общинах, поскольку живопись набирает популярность.

Религия

Большинство малагасийского населения по-прежнему исповедуют традиционную религию. Около 50% людей верят в связь между живыми и мертвыми, особенно в Мерину в высокогорье. Считается, что мертвые объединяются со своими предками и что предки глубоко озабочены тем, что происходит с их живыми потомками. Примерно 45% принадлежит христианству, большинство из которых – католики и протестанты. Христианские церкви играют важную роль в обществе и влияют на политику. Малагасийский совет церквей (FFKM) состоит из 4 старейших и наиболее важных христианских конфессий – римско-католической, церкви Иисуса Христа на Мадагаскаре, лютеранской и англиканской.

Католическая церковь на Мадагаскаре является составной частью всемирной Римско-католической церкви и находится под духовным руководством Папы и курии в Риме. Всего католиков около 4 миллионов. Ислам также широко соблюдается. Около 7% населения острова-мусульмани. Мусульманское население в основном проживает в провинциях Махаджанга и Анциранана с разными этническими группами – индейцы, коморцы и пакистанцы. За последние годы значительно увеличилось количество мечетей, особенно в юго-восточном регионе. Ислам впервые был принесен в страну в 10 веке.

Музыка и танцы

Что удивительно в этом острове, так это то, что он настолько разнообразен, и их музыка является его отражением. Элементы музыкальных стилей Африки, Юго-Восточной Азии, Аравии, Франции, Англии и США оказали влияние на малагасийскую музыку. Традиционная музыка может варьироваться в зависимости от того, из какой части острова она родилась. Многие стили, как правило, остаются в мажорных тональностях или диатонических гаммах. Но есть некоторые прибрежные районы, которые также используют минорные тональности (скорее всего, это черта, заимствованная из арабской музыки).

Вокальные традиции на Мадагаскаре сильны и, как правило, полигармоничны. Вокальная музыка Хайлендса часто звучит как традиции, пришедшие из Полинезии или Гавайев. В малагасийской музыке используется ряд музыкальных инструментов. Возможно, одним из самых знаковых инструментов малагасийской музыки является валиха. Это – разновидность цитры, сделанной из бамбуковой трубки. Инструмент связан с Индонезией и Филиппинами и обычно настроен диатонически.  В нем используются параллельные трети для сопровождения мелодичной басовой партии. Кабоси – это гитара с четырьмя или шестью струнами с небольшой звуковой коробкой, которая может быть квадратной, прямоугольной или гитарной.

Другие инструменты, которые можно услышать в малагасийской музыке, включают локангу (наподобие трехструнной скрипки), jejy voatavo (двухструнный смычковый инструмент с резонатором из калабаса), гитары, фортепиано (введено англичанами), содина (флейта с выдувным концом), раковина, аккордеон, хлопки в ладоши, разнообразные барабаны, европейские инструменты (рожки, кларнеты) и ксилофоны.

Мадагаскар: танцевальные традиции

На Мадагаскаре танцевальные традиции служат для нескольких целей. В основном, это – своего рода социальная идентификация, но также и  возможность передавать историческую информацию из поколения в поколение. В некоторых случаях секретная информация передается через различные танцевальные шаги и движения. Танцевальные движения происходят от древних азиатских, африканских и арабских влияний. Различные танцы исполняются во время множества церемоний (свадьбы, рождения). Некоторые из наиболее распространенных танцев включают: Джорос (жертвенные танцы), Тромба или Саламанга (религиозные, магические танцы) и Фампитана (танцы для общественных мироприятиц). Танцы также делятся на категории по полу и возрасту.

Примерно в то время, когда Мадагаскар обрел независимость, они начали по-настоящему знакомиться с музыкой, исходящей из Европы и Соединенных Штатов, а также панафриканской музыкой. С 1970-х годов Мадагаскар шёл полным ходом к модернизации своей музыкальной сцены. По всему острову формировались группы и радиостанции. Одной из первых групп, вышедших на сцену (и до сих пор считающейся одной из самых успешных малагасийских групп), является Mahaleo. Другой ранний музыкант – Росси.

Среди других музыкантов из региона Хайленд Джастин Вали, известный тем, что играет на валихе.  Tarika – малагасийская фьюжн – группа из Англии. Музыка расслабляющая, а гармоничный вокал выдержан в омофоническом стиле. Еще один фьюжн-музыкант – Самоэла. Его музыку называют политическим комментарием. Когда дело доходит до прибрежных стилей, можно вспомнить Сенге. Его музыка  во многом основана на вокальных стилях. Jaojoby, чей стиль очень похож на любую другую господствующую африканскую музыку для неподготовленного уха. Д’Гари – известный гитарист. Poopy – певец, которого часто считают национальным достоянием.

Литература

Литература на Мадагаскаре в основном написана на малагасийском языке. является синонимом его национальной идентичности. Самые ранние образцы письменности с Мадагаскара были в основном религиозными по своей природе. Они написаны с использованием арабского письма, называемого сорабе, адаптированного специально для малагасийского языка.

В начале 20 века после французской колонизации острова среди писателей начал формироваться западный стиль литературы. Ранняя часть их современной литературной истории (1906-1938) разделена на четыре фазы с этими метко названными периодами. Эти периоды включают: 1) обучение ходьбе, 2) ностальгия, 3) возвращение к истокам и 4) поиск того, что было утрачено. В эти периоды малагасийские писатели не только выработали свои собственные стили письма, но и выступили как голос народа. 

Великий поэт Жан-Жозеф Рабеаривело часто считается первым современным поэтом Африки. Что отличало его работы от других в то время, так это его способность сочетать романтические, модернистские и сюрреалистические стили поэзии с ключевыми чертами малагасийского ораторского искусства. Он не просто писал стихи: он написал еще несколько исторических романов и даже оперу. Его самоубийство от цианида в 1937 году также способствовало увековечиванию его работ. Жан-Жозеф Рабеаривело проложил путь другим современным малагасийским писателям.

Его последователями стали: Эли Раджаонарисон (поэт), Жак Рабемананджара (поэт, драматург, политик), Жан Верди Саломон Разакандрайни (также известный как Докс, поэт и писатель), Жан-Люк Рахариманана (писатель , журналист, педагог), Кларисс Рацифандрихаманана (писательница, обладательница семи литературных премий) и Мишель Ракотосон (режиссер, писатель, журналист).