Культура Новой Каледонии

Применимо к Новой Каледонии слово «каледонский» используется применительно к французам и людям другой национальности, поселившимися на островах. Термин «канак» используют для обозначения коренных жителей этого южно-тихоокеанского архипелага и их культуры.

Самоопределение

Канакская культура развивалась на этом южно-тихоокеанском архипелаге в течение трех тысяч лет. Сегодня Франция управляет Новой Каледонией, но архипелаг не имеет национальной культуры. Требование канаков о независимости подкреплено их культурой, которую коренное население считает национальной.

Место расположения

Канаки расселились по всем островам, официально обозначенным Францией, как Новая Каледония и зависимые территории. Архипелаг включает в себя главный остров Гранд-Тер, остров Белеп на севере и остров Пайнс на юге. Острова граничат на востоке с островами Лоялти, состоящими из трех коралловых атоллов (Маре, Лифу и Увеа).

Гранд-Тер, длина которого составляет 250 миль (400 километров), а в самом широком месте простирается на 30 миль (50 километров), разделен горами средней высоты 2600 футов – 800 метров. Коралловый риф примерно в миле от побережья окружает остров мелководной лагуной. Спускаясь с горной цепи, многочисленные реки образовали широкие зеленые долины с крутыми склонами. На более сухом западном побережье большие равнины разделены несколькими крупными реками. Имея богатую почву, ограниченную берегами водотоков, канаки разработали систему подсечно-огневого земледелия. Она на протяжении веков сокращала первичную поверхность леса, уменьшала площадь болот и способствовала расширению травянистой саванны. Густой лес, покрывающий острова Лоялти, снабжает жителей естественным компостом для сельского хозяйства.

Демографически срез

Канаки полностью занимают острова Лоялти. Те, кто живет на Гранд-Терре, живут в северной половине острова на территориях, обозначенных в девятнадцатом веке как «заповедники для бедных». Южнее канаки менее многочисленны, хотя 30 процентов из них живут недалеко от столицы Нумеа.

В стране в 1996 г. проживало 196 836 жителей по сравнению со 164 173 в 1989 г. Численность канаков составляет 86 788 человек, или 44% населения. Европейцы составляют 34 процента. Полинезийцы (валлисийцы и таитяне) — 12%. И азиаты, в основном индонезийцы и вьетнамцы – 4 процента. 

Население молодо. Порядка 47 процентов канаков моложе двадцати лет. Но среди европейцев это число падает до 31 процента.

Лингвистическая принадлежность

Французский – официальный язык, на котором говорит большинство жителей. Индонезийский, вьетнамский, таитянский, уоллисский и китайский входят в число двадцати восьми языков, на которых говорят канаки. Помимо населения французского происхождения, все жители как минимум двуязычны. Владение французским языком зависит от академического и социального статуса человека. 

Языки, на которых говорят канаки, и которые классифицируются как австронезийские, принадлежат к лингвистической семье, на которой говорят жители Океании, постепенно заселявшие острова Тихого океана на протяжении десяти веков. Контакты с англо-саксонскими мореплавателями и торговцами, достигшими архипелага в девятнадцатом веке, привели к формированию пиджин-английского языка, бичеламара, который исчез с появлением французского языка. В течение двух десятилетий канаки требовали, чтобы их языки были признаны и преподавались. Четыре из этих языков теперь можно изучать, чтобы получить степень бакалавра. А в 1988 году французское государство разрешило изучение региональных языков в начальных школах. 

Французский язык, против использования которого протестовали канакские националисты, используется в политике. Народные языки зарезервированы для частной жизни.

Символы Новой Каледонии 

Флаг канаков, желтый солнечный диск с коньком хижины на фоне трех цветных полос. Зеленая полоса – растительность, красная – кровь народа и синяя (море и небо). Они означают стремление к независимости. Флаг допускается администрацией, признающей французский флаг. С ноября 1998 года каледонцев просят искать символы «нового гражданства», с которыми могут себя идентифицировать все общины. Общая национальная ссылка – это земля: земля предков для канаков, земля изгнания для поселенцев или земля приветствия для недавних иммигрантов.

Повседневная кулинария

Канаки традиционно едят ямс, таро, бананы и сладкий картофель, которые до недавнего времени составляли основную часть их рациона. Упадок в садоводстве, доступ к оплачиваемой работе, установка электричества в деревнях и поездки в Нумеа изменили привычки в еде. Рис, как правило, заменял ямс и таро. А замороженные продукты – говядину и баранину заменяли дикую свинину, оленей, рыбу и летучих мышей.

Пищевые обычаи в торжественных случаях

Морская корова, черепаха и рыба остаются церемониальными блюдами, наряду с буньей, блюдом из приготовленного на пару ямса и мяса, приготовленного на горячих камнях. Привезенные европейцами пиво и виски — неотъемлемые напитки на праздниках и в выходные дни.

Базовая экономика

Экономика основана на добыче никеля и импортной торговле. Финансовые трансферты, составляющие до 50% бюджета, поступают из Франции. Местное производство (земледелие, животноводство, рыболовство) составляет 3% валового внутреннего продукта. Небольшая кофейная промышленность и натуральное хозяйство уравновешивают скудость земельных запасов. Средний доход канаков в семь раз ниже, чем у европейцев.

Землевладение и собственность

Клановые и родовые системы являются патрилинейными и составляют основу канакских социальных единиц для частной собственности на землю. Семьи, принадлежащие к этим инклюзивным образованиям, получают землю. Если в семье нет потомков, имущество возвращается роду и клану и перераспределяется между одним из его членов. 

Французское законодательство признает только коллективную собственность на канакские земельные резервы. Чтобы получить индивидуальную частную собственность, канаки должны покупать землю или недвижимость за пределами заповедников.

Коммерческая деятельность

Большинство продуктов питания поступает из Австралии, Новой Зеландии и Франции. Государственные услуги (здравоохранение, образование, правосудие и администрация) находятся в ведении французов. Никель, основное сырье, в полурафинированном виде отправляется во Францию. Ни один промышленный продукт не производится полностью на архипелаге.

Рабочую силу в горнодобывающей промышленности обеспечивают в основном уоллисцы и канаки. Коммерческую деятельность ведут исключительно европейцы и азиаты. Обучение и управление в основном находятся в руках европейцев.

Классы и касты

Благодаря никелевой промышленности Новая Каледония сформировала рабочий класс, в который вошли представители всех этнических групп. Европейские земледельцы поселились на колонизированных землях в Нумеа, образовав белую буржуазию с высоким уровнем жизни. 

В нижней части социальной лестницы индонезийцы (сельскохозяйственные рабочие) и канаки в резервациях боролись с бедностью. Сегодня рабочий класс увеличился по мере развития никелевой промышленности и торговли. Прибытие профессионально подготовленных французов расширило средний и высший классы. Канакам трудно найти работу.

Институт семьи и брака 

Обычной практикой является брать супругу из-за пределов клана, но внутри близкой парентелы. Система родства разрешает браки между двоюродными братьями из разных кланов (кросскузенами). Большинство этих моногамных супружеских союзов устраиваются семьями, чтобы объединить лиц одинакового ранга и поддерживать равновесие между женщинами, предоставленными и полученными каждым кланом. Клан мужа дает клану жены супружескую компенсацию в виде продуктов питания, одежды, ракушек и т. д. Количество браков уменьшилось, а уровень оплаты труда продолжал расти. 

Канакское общество терпимо относится к разводу. Но жена возвращается домой без детей, которые остаются на попечении мужа. Официального повторного брака не существует.

Внутренний блок 

Семейные резиденции расположены на родовом участке мужа. Часто несколько поколений живут вместе. Хозяин земли, который является отцом или дедушкой детей, обычно имеет в своем подчинении около десяти человек. 

Мужчины и женщины, как правило, собираются отдельно для еды и иногда для сна. Женщины справляются с домашними делами.

Права на землю передаются от отца к сыну, а дочери исключаются из наследства. В противном случае предметы, нажитые при жизни, передаются дядям по материнской линии (братьям матери).

Группы родичей

Семья вписывается в родословную, которая является сегментом более широкого патрилинейного клана. В каждом регионе имеется различное количество экзогамных кланов, члены которых рассредоточены по территориальным единицам, состоящим из нескольких кланов. Они собираются для бракосочетаний и похорон или для совместного отстаивания прав на владение землей.

Правила этикета

Канаки проявляют уважение в личном общении. Некоторые отношения предполагают обязательное знакомство. Член общины уважает родственников по материнской линии, старших и пожилых людей, но поддерживает шутливые отношения с тетями и двоюродными братьями и сестрами по отцовской линии. Женщины должны уважать мужчин, сохраняя пространственную дистанцию, храня молчание и используя особые выражения вежливости. Знакомство позволяет людям стоять близко друг к другу, прикасаться друг к другу и разговаривать друг с другом. 

В общественных местах канаки ведут себя сдержанно, избегая чрезмерных разговоров и жестикуляции, которые считаются грубыми. 

Контакты с незнакомцами отмечены подарками и официальной речью. За незнакомцами внимательно наблюдают издалека и судят по их поведению.

Религиозные убеждения

Все канаки официально являются католиками или протестантами. Но сохраняют веру в имманентное присутствие предков в различных формах или тотемах – животных, растениях, минералах и атмосферных явлениях.

Касты жрецов нет, но у каждой линии есть хранитель магии, защищающий клан.

Ритуалы, призывающие предков, являются домашними. Коллективных религиозных обрядов нет. Священные места, старые жилища и кладбища существуют, но умилостивительные обряды совершаются индивидуально.

Канаки верят, что земля мертвых находится под водой. Он принимает души тех, у кого были похоронные церемонии, которые продолжаются в течение одного года после смерти. Через эти церемонии умерший человек становится предком-хранителем.

Искусство и гуманитарные науки

Канакским и каледонским художникам помогает Агентство по развитию культуры канаков, которое управляет Культурным центром Тибау. Они также являются членами независимых ассоциаций, получающих гранты от территории Новой Каледонии и французского государства.

Устная литература состоит из поэзии, эпоса, сказок, мифов и исторических рассказов. Было несколько публикаций. Но большинство текстов, собранных на местных языках, не публиковалось. Некоторое время назад возникла письменная современная канакская литература.

Скульпторы, художники и иллюстраторы канаков вдохновляются древним и современным искусством. Они выставляют свои работы в Tjibaou Center, в галереях стран Тихоокеанского региона и на международных арт-фестивалях.

Канакская музыка вдохновлена традиционными ритмами, регги и роком. В последнее время на островах стало появляться драматическое искусство.

Культура канаков оригинальна и самобытна. Во многом она все еще насквозь пронизана древними, архаичными мотивами. Но в последнее время в нее все больше проникает дух панпланетарной культуры, современных общеземных культурных веяний.