Культура Турции

Культура Турции состоит из богатого сочетания разнообразных культур, уходящих корнями в глубокую историю. В силу своего географического положения Турция находится на оси культур Востока, Запада, Ближнего Востока, Средиземноморья и ислама. Анатолия – одно из старейших мест обитания человека в мире.

Множество цивилизаций называли его своим домом – и оно обладает уникальным культурным богатством с тысячелетней историей. Культурное разнообразие Турции настолько велико, что можно увидеть большие культурные различия даже в географически довольно близких друг к другу районах.

Религия

Турция – светская страна с большинством мусульманского населения. Официальной статистики религиозной принадлежности населения нет. В национальных удостоверениях личности любого гражданина автоматически указывается «мусульманин» при рождении. Согласно этой записи, 99,8% турок идентифицируют себя как мусульмане.

Конституция Турции официально признает суннитский ислам, христианство (некоторые католические и православные секты) и иудаизм. Несуннитские варианты ислама и другие секты христианства (включая христиан-реформистов и православных христиан-ромов) не признаются. Люди, принадлежащие к религиозным меньшинствам, как правило, могут свободно исповедовать свою веру. Но могут возникать социальные проблемы.

Культура Турции имеет глубокую исламскую историю. Земля управлялась как суннитское Исламское государство в Османской империи. Впечатляющая исламская архитектура и памятники по всей стране – видимые напоминания об этой истории. Хотя не все мусульмане строго исповедуют свою религию, по всей Турции существует сильный уровень религиозных убеждений. Почитание ислама проявляется в повседневной жизни.

Например, часто можно услышать, как кто-то произносит слово «Машаллах» (Слава Богу) в непринужденной беседе. Призыв к молитве слышен эхом из мечетей в разных городах пять раз в день. Из тех турок, которые следуют исламу, примерно 80% принадлежат к суннитской ветви (в основном следуя ханафитской школе исламского права). Между тем, по крайней мере 20% исповедуют шиитский ислам, в основном алевитскую религию.

Суфизм

В Турции проживает значительная суфийская община. Суфизм – это форма исламского мистицизма, которая подчеркивает самоанализ и духовную близость с Богом. Это не исламская секта, а религиозное движение в исламе. Следовательно, принадлежность к суфийскому ордену или братству (тарика) может совпадать с суннитской или шиитской идентичностью мусульманина. В Турции существует множество орденов и общин, основанных на суфийской традиции. Алевиты – самое большое религиозное меньшинство в Турции.

Размер их населения является предметом споров. По недавним статистическим данным, их численность составляет от 20 до 25 миллионов человек. Их религиозная практика также внешне отличается от суннитского большинства Турции. Например, алевиты не постятся во время рамадана. Они соблюдают пост в течение десяти дней мухаррама (в память о смерти шиитского имама). Они также не кланяются во время молитвы так же, как сунниты.

Литература

До середины девятнадцатого века турецкая литература была сосредоточена на османском дворе. Он создавал поэзию и некоторую прозу. Эта литература представляет собой сплав персидского, арабского и турецкого классических стилей. Западные влияния были представлены в 1860-х годах группой интеллектуалов. Группа пыталась объединить западные культурные формы с более простой формой турецкого языка. Эта западная тенденция сохранялась на протяжении всего девятнадцатого века и стала более заметной незадолго до Первой мировой войны.

После 1923 года республика произвела впечатляющее количество романистов и поэтов. Среди романистов, получивших международную известность, – Халиде Эдиб, Ресат Нури Гюнтекин и, совсем недавно, Орхан Памук. Несколько важных работ были посвящены деревенской жизни, от «Ябана» Якупа Кадри Караосманоглу («Незнакомец») в 1930-х годах до «Деревни Махмута Макала в Анатолии» и «Мехмет Мой Ястреб» Ясара Кемаля, получившего мировое признание в 1961 году.

Орхана Вели обычно считают отцом современной турецкой поэзии. Для его творчества характерны: восстание против жестко предписанных форм и озабоченность непосредственным восприятием. Некоторые поэты экспериментировали с обскурантскими формами и идеями. Многие другие выразили озабоченность проблемами социал-демократии.

Изобразительное искусство

Турецкая живопись в западном смысле началась только в 19 веке, когда Осман Хамди Бей, сам опытный художник, основал Академию изящных искусств. Турецкие художники были отправлены во Францию ​​и Италию османскими султанами. Иностранные художники, в основном итальянские или французские, были привезены из Европы, чтобы жить в качестве придворных художников и передавать свои навыки. Сегодня эта академия известна как Университет изящных искусств Мимара Синан.

Среди наиболее известных ранних османских художников, помимо Османа Хамди-бея, можно назвать Секера Ахмет-пашу, Ходжа Али Риза, Севкет Даг, Ахмет Зия и Халил-паша. В основном это были художники-пейзажисты. В 1919 году Османское общество художников провело свою первую выставку в Галатасарае – Стамбуле.

После войны импрессионизм оказал большое влияние на турецких художников. Самым успешным художником-импрессионистом был Халил-паша. Живопись продолжала развиваться в тридцатые и сороковые годы, уделяя все большее внимание дизайну и предметам.

В Турции были популярны абстрактные и кубистические движения. Наиболее известными художниками этого жанра являются Сабри Беркель, Халил Дикмен, Джемаль Бингёль и Семсеттин Арель. Современные турецкие художники больше не связаны с прошлыми тенденциями. Многие художники, работающие сегодня, используют широкий спектр методов и подходов. Постоянно растет число художественных галерей, демонстрирующих молодые таланты, с регулярными выставками новых работ.

Исполнительское искусство

Иностранных пьес в театре больше, чем турецких, но посещаемость театра за последние десятилетия выросла. Многие турецкие драматурги, сочетающие западные методы с турецкими социальными проблемами, имели возможность представить свои произведения.

И в Анкаре, и в Стамбуле есть уважаемые оперные труппы. Президентский симфонический оркестр дает концерты как в Анкаре, так и на гастролях. В Анкаре и Стамбуле есть музыкальные консерватории, в том числе школы балета. Несколько турецких композиторов, наиболее известным из которых является Аднан Сайгун, завоевали признание в Европе и Америке благодаря слиянию турецких народных тем с западными формами.

Музыка и танцы

Стамбульская музыкальная консерватория предприняла шаги для сохранения аутентичной народной музыки, записывая ее во всех частях страны. Ежегодные фестивали народного искусства в Стамбуле представляют большое разнообразие турецкой музыки и танцев. В Турции есть богатые традиции народных танцев. Они исполняются на всех общественных мероприятиях. От свадеб и торжеств молодых людей, уходящих на военную службу, до национальных и религиозных фестивалей или местных праздников. В каждом регионе есть свои танцы, которые отражают культурную жизнь этого региона.

Некоторые из самых известных танцев – Бар, происходящий из провинции Эрзурум, Халай на востоке и юго-востоке, Хора во Фракии, Зейбек в Эгейском море, Хорон в Черном море и Касик Оюну в Конье и ее окрестностях. В зейбекском танце красочно одетые танцоры-мужчины по имени Эфе символизируют отвагу и героизм.

Танец состоит, как правило, из 9/8 тактов и имеет множество темпов. Хорон сильно отличается от народных танцев в других частях Турции своим темпом и ритмом. Этот типичный черноморский танец исполняется, как правило, группами людей, одетых в черное с серебряной отделкой. Халай имеет богатую фигуру, простоту строения является символом творчества и народной самобытности. В халайских мелодиях можно ощутить все ритмические элементы турецкой народной музыки.

Бар – это разновидность народного танца восточной Турции. Танец исполняется группами под открытым небом. В этом танце применена турецкая народная музыка с очень разными и интересными структурами. Килич Калкан из Бурсы представляет собой завоевание города Османской империей. Его исполняют только мужчины, одетые в раннюю османскую боевую одежду. Они танцуют под звуки столкновения мечей и щитов без музыки. Хора – это разновидность свадебной музыки с мелодической и ритмической структурой, с быстрым исполнением, обращенным друг к другу.

Турецкая народная музыка

Турецкая народная музыка сочетает в себе отличительные культурные ценности всех цивилизаций, которые жили в Анатолии и на территориях Османской империи. В Турции есть ряд музыкальных инструментов, таких как: саз, баглама, уд, тар,Кабак Кемане, Кеменсе, Канун, Сантур. К ударным инструментам относятся: Давул, Нагара, Теф, Касик, Кудум, Невбе, Зил. Классическая турецкая музыка является монофонической. Это означает, что все инструменты, по сути, играют одну и ту же мелодию.

С образованием Турецкой Республики, форма современной полифонической турецкой музыки начала развиваться. В настоящее время существует множество успешных классических композиторов.